EN
 / Главная / Публикации / «Читайград» ищет ген чтения

«Читайград» ищет ген чтения

Анна Лощихина18.05.2015

В парк-отеле «Потёмкин» под Петербургом вырос книжный город-библиотека со своей мэрией и муниципалитетом, телевидением, стадионом и фестивальным центром. Здесь живут школьники и педагоги из разных стран мира – Белоруссии, Венгрии, Казахстана, Латвии, Польши, России и Украины, точнее, из Донецка и Луганска. Все они приехали в «Читайград», чтобы представить свои проекты приобщения к культуре чтения.


По дороге в "Читайград"

– Я привезла книгу комиксов, – рассказывает девятиклассница Алёна Шестак из Донецка, – здесь занимаюсь в студии-мастерской Егора Станиславовича Кудряшова. Очень надеюсь на то, что вместе мы мои комиксы доведём до книги. И я смогу её издать в сборнике «Читайграда».

Таков сценарный замысел жизни города чтения. Каждый его обитатель выбрал определённое место жительства и работы – кто-то пошёл в мастерскую современной поэзии, кто-то – в литературный салон, кто-то занялся издательским делом в издательстве «Инфографика», устроился в медиа-студию «Спектр», стал сценаристом или режиссёром телецентра, а совсем маленькие школьники пошли в мастерскую «Учимся читать вслух». Всего в их распоряжении – пять издательств и двенадцать творческих мастерских, охватывающих весь спектр литературы, поэзии, журналистики и издательского дела.

При этом «Читайград» спроектирован по всем правилам взрослой, профессиональной жизни: у него есть мэрия и муниципалитет, где надо утверждать свои проекты, платить налоги, соблюдать законы. И обязательно подстраиваться под «дедлайн» – фиксированное время издания журналов, научно-популярной, поэтической и фантастической литературы, романов, комиксов, а так же своевременного выхода в эфир телевидения «Читайграда».

Фестивальный центр, знакомство

– Помните «Сказку о Тройке» братьев Стругацких? – говорит Елена Казакова, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. – Там спрашивают героя, кто он по профессии? Он отвечает: «Я читатель, читатель книг». А у нас таких читателей – целый «Читайград». Его мы видим как путешествующий по миру город. Санкт-Петербург – это старт, потом, надеюсь, будут все города мира, которые захотят читать или писать книги, снимать фильмы на русском языке. Ведь «Читайград» задуман как международная интенсивная школа-салон для увлечённых чтением школьников и педагогов из разных стран.

Казакова подчёркивает, что проект разработан специалистами СПбГУ как мигрирующий по миру «табор читателей», которые воспроизводят взрослую творческую и профессиональную деятельность, обязательно – по правилам жизни человеческого общежития. Уникальность проекта обеспечивается особыми гуманитарными образовательными технологиями и практиками работы с увлечённым читателем. Мастер-классы дают известные лекторы – президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» Сергей Богданов, одна из создателей сайта «Культура письменной речи» (www.gramma.ru) филолог Светлана Друговейко-Должанская. Лекции, творческие лаборатории и мастерские ведут детские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, разработчик и издатель компьютерных игр «Загадки Петербурга» Сергей Монахов, филолог и критик Мария Черняк и другие.

Фестивальный центр, знакомство

– Где-то прочитала, что «читающие нации создаются из читающих детей», – говорит лектор «Читайграда» Евгения Пастернак. – Жизнь, особенно современная, до краёв заполненная бешеным ритмом и гаджетами, показывает, что это не происходит само собой. И «ген чтения» не передаётся по наследству. Формирование читательской культуры – очень сложный и тонкий процесс. Особенно, если учесть, что глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Поэтому интерактивная игра в литературу, которой и является «Читайград», – это здорово, это способ создания моды на книжную среду обитания. В нём я просто растворяюсь, тут дух захватывает от роскоши общения.

У «Читайграда» есть своя литературная премия «Размышления о Маленьком принце». Её вручают зрелым литераторам, которых «Читайград» знает и читает взахлёб. Принцип выдвижения номинанта на премию прост – своего претендента может выдвинуть любая мастерская «Читайграда» или группа – класс, творческое объединение, школа. Обладателями премии в разные годы были Людмила Улицкая, Даниэль Пеннак, Александр Житинский, Светлана Друговейко-Должанская, Денис Котов, учителя, библиотекари, книгоиздатели. В 2015 году список номинантов VII международной премии «Размышления о Маленьком принце» жители «Читайграда» пока не огласили. Но её будущих обладателей в разных номинациях ждёт статуэтка скульптора Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», оригинал которой выставлен в Парке скульптуры филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Мэр "Читайграда" Михаил Эпштейн

Особый день в жизни «Читайграда» посещение его обитателями-читателями X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Причём посещение прицельное. Там участники проекта вместе с известными писателями и журналистами будут осваивать методики социального проектирования и активного общения с потенциальными и реальными читателями. Вторая цель более прагматична. Итогом творческой работы «Читайграда», его двенадцати творческих мастерских и пяти импровизированных городских издательств, станут авторские проекты для приобщения к чтению на русском языке. Лучшие будут опубликованы в книге «100 проектов в поддержку чтения», а потом представлены уже на ХI Санкт-Петербургском международном книжном салоне в 2016 году. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева