EN
 / Главная / Публикации / Александр Бенуа: поглощённый искусством

Александр Бенуа: поглощённый искусством

Полина Сколкова03.05.2015

Одна из ярчайших фигур Серебряного века, талантливый художник, художественный критик и учёный-историк искусства, идеолог и основатель «Мира искусства» Александр Николаевич Бенуа родился 145 лет назад, 3 мая 1870 года, в семье известного архитектора Николая Бенуа.

Обстановка, царившая в доме, всячески способствовала раннему развитию художественных талантов Александра. Кстати, эта художественная среда оказала сильное влияние не только на Александра. Достаточно сказать, что его племянницей была Зинаида Серебрякова, а внучатым племянником — известный британский актёр и режиссёр Питер Устинов.

Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Скажут, что рождённый и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нём толк и обладали художественными талантами. Однако среда средой (не мне отрицать её значение), но всё же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся, и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления, — писал он своих воспоминаниях.

Читайте также: Радостный стиль Зинаиды Серебряковой

Рисовать Бенуа начал рано, и всю свою жизнь был поглощён искусством. С 1885 по 1890 гг., учась в «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, он сблизился с Д. В. Философовым, К. А. Сомовым и В. Ф. Нувелем. В 1890 г. к ним присоединились Сергей Дягилев, двоюродный брат Философова, музыковед А. П. Нурок и художник Лев Бакст. Через несколько лет кружок был преобразован в художественное объединение «Мир искусства» (1898 — 1924), выпускавшее одноимённый журнал.

Основной задачей «мирискуссников» была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. За годы своего существования, объединение, в которое входили в разные годы такие известные русские художники как Бакст, Рерих, Добужинский, Яковлев, Петров-Водкин и др., раскрыло немало забытых или незамеченных имён, привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги.

Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и активным участником создания журнала. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актёрами, подготовить статью в журнал или газету.

Масштаб личности Бенуа, отражённый в его очень значительном творческом наследии, выключающем труды по истории искусства, картины, акварели, гравюры, мемуары, письма и критические статьи, поразителен. Художник оказал огромное влияние на эпоху и сам стал отражением всей культуры Серебряного века, не только деятелем, но и пропагандистом русской культуры новейшего времени.

Всю жизнь, даже после эмиграции, где он продолжал сотрудничать с дягилевской антрепризой «Русский балет», Бенуа находился в самом центре художественного процесса в России и за её пределами.

Ну, а первую известность художнику принесла серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», которые он создал, возвратившись из Франции в 1897 г.

Вторая тема, к которой он неоднократно возвращался, — несколько театрализованный мир Петербурга XVIII — начала XIX века, который в манерных, но вместе с тем ироничных акварелях Бенуа превращается в центр имперского карнавала, манящую столицу утончённой культуры. Особенно ценными эти работы художника делает прекрасное знание истории быта, костюма и архитектуры Петербурга и окрестностей.


Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I, 1904 г.

Парад при Павле I, 1907 г.

Петр I на прогулке в Летнем саду, 1910 г.

Особое место в творчестве Александра Бенуа занимает литературная графика. Высшим достижением здесь являются иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», над которыми художник работал более двадцати лет.


Театральная деятельность Бенуа началась в 1902 г. с оформления оперы Рихарда Вагнера «Гибель богов» для Мариинского театра. Для балета «Павильон Армиды» (1903) он выполнил не только декорации, но и сочинил либретто. В дальнейшем увлечение художника балетом привело к тому, что в организованной частной балетной труппе «Русские сезоны», начавшей в 1909 г. свои выступления в Париже, Бенуа занял пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей.

Одной из самых выдающихся работ стали декорации к балету Игоря Стравинского «Петрушка», премьера которого состоялась 13 июня 1911 года в Парижском театре «Шатле».

Впрочем, этим не исчерпывается значение деятельности Александра Николаевич для русского искусства.

- Бенуа — редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодежи своими убедительными художественными письмами, — писал о нём Никоалй Рерих.

Последняя работа Бенуа в Советской России — это оформление спектакля «Женитьба Фигаро», поставленного в 1926 г.

В 1926-м художник эмигрирует во Францию, где до самой смерти в 1960-м году работает в театре — сначала в Парижской «Гранд-опера», а после Второй мировой войны — в «Ла Скала» в Милане.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева