EN
 / Главная / Публикации / Главные русские шедевры: к юбилею Русского музея

Главные русские шедевры: к юбилею Русского музея

Полина Сколкова25.04.2015

Ровно 120 лет назад, 25 апреля (по новому стилю) 1895 года, императором Николаем II был подписан Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III». «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, – говорилось в нём, – предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния».

С этого момента начинается история крупнейшего музея русского искусства в мире. Впрочем, почва для появления национального государственного музея была уже подготовлена. Поиски национальной самобытности и рост национального самосознания, связанный с событиями войны 1812 года, движением декабристов, влиянием революционной Европы, реформами 1860 – 70-х гг., привели к активному обсуждению идеи организации музея отечественного искусства в образованной среде русского общества. Обер-гофмаршал князь С. Трубецкой в «Записке Министру Императорского Двора» 1889 г. указывал, что того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире».

В 1881 г. свою галерею в Москве открыл для свободного посещения П. М. Третьяков. Любой человек без различия пола и звания, без ограничений относительно внешнего вида мог бесплатно пройти в неё почти во все дни недели. Возможно, сам факт создания музея национального искусства трудами и средствами московского купца несколько задел самолюбие императорской семьи.

В 1889 году вопрос об основании в Петербурге национального музея, открытого для публики, был, казалось, решен. По свидетельству одного из современников, Александр III, приобретя на 17-й выставке Товарищества передвижников картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», высказал мысль основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства.

Для создания музея был выбран Михайловский дворец – сдержанное и элегантное здание с обширным садом. Переходя по наследству, дворец оказался во владении подданных Германии. По желанию Александра III, отличавшегося сильными патриотическими чувствами, он был куплен в казну.

«Русский музей Императора Александра III» появился не тотчас. Сначала необходимо было осуществить перестройку помещений Михайловского дворца для будущих музейных экспозиций. Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Штат сотрудников набирался очень тщательно: здесь работали известные учёные, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д.И. Толстой, А.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, П.И. Нерадовский, Н.П. Сычев, П.И. Столпянский, М.П. Боткин, А.А. Миллер, Н.Н. Пунин и многие другие.

Уже к моменту открытия, музей обладал представительным собранием живописи художников национальной школы. Но в коллекциях Русского музея хранятся далеко не только картины. Это и предметы декоративно-прикладного, народного искусства, скульптура и нумизматика, фотографии и т. д.

Сегодня в Русском музее насчитывается более 400000 экспонатов, которые охватывают все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век.

К юбилею музея «Русский мир» подготовил небольшую подборку знаковых живописных полотен, составляющих гордость его коллекции.


А. П. Андропов «Портрет М.А. Румянцевой»



Д.Г. Левицкий «Портрет А.С. Протасовой»



В.Л. Боровиковский «Портрет Е.Н. Арсеньевой»



К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»



И.К. Айвазовский «Девятый вал»



А.А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине»



В.М. Васнецов «Витязь на распутье»



И.Е. Репин «Запорожцы»



И.И. Левитан «Озеро. Русь»



В.В. Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»



В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»



М.А. Врубель «Шестикрылый серафим»



В.А. Серов «Дети (Саша и Юра Серовы)»



К. Малевич «Чёрный супрематический квадрат»



К.С. Петров-Водкин «Тревога.1919 год»



А.Н. Самохвалов «Девушка в футболке»



А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»



Г.М. Коржев «Следы войны»

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева