EN
 / Главная / Публикации / Чем дышит театральная Россия?

Чем дышит театральная Россия?

Светлана Хохрякова17.04.2015

Завершается театральный фестиваль «Золотая маска», первый спектакль которого показали ещё в декабре. А основной блок пришелся на март-апрель. Со всей страны и не только съехались коллективы, чтобы представить наиболее интересные театральные опыты. Итог этого марафона – церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска», которая состоится 18 апреля.

География впечатляет: от Перми до Астрахани, от Самары до Хабаровска. В финале показали «Коварство и любовь» Шиллера из новосибирского театра «Красный факел» в постановке ныне известного на весь мир историей с «Тангейзером» Тимофея Кулябина. Количество желающих попасть на спектакль превысило все допустимые нормы. Но и на многие другие спектакли билеты уходили с лёту.

Особой популярностью у московской публики пользовался современный танец и балет. Завершил показы «Гамлет. Коллаж» Театра Наций в постановке канадского режиссера Робера Лепажа, где Евгений Миронов один сыграл все роли знаменитой пьесы Шекспира, став и Гамлетом, и Офелией. Удивительно, что сложнейший с технической точки зрения спектакль, основанный на компьютерных технологиях, иной раз заслоняющих человека, поставил режиссёр, практически не владеющий компьютером.

«Гамлет. Коллаж». Театр Наций

Наиболее активно публика посещала балетные спектакли, несмотря на то, что билеты иной раз были ей не по карману. Понятно, что особый интерес вызывали спектакли Мариинского театра – одноактные балеты «Маргарита и Арман. Inside the Lines. Инфра», тем более что танцевала Ульяна Лопаткина, которую знают даже далекие от балета люди.

Пермский «Балет Евгения Панфилова» с его спектаклем «Глазами клоуна. БлокАда» тоже пользовался повышенным спросом, хотя и оставил странное впечатление. Какие-то вещи сегодня уже не работают и кажутся старомодными.

Публика приходит разная, не всегда искушённая в театральном искусстве, и оказывается, что современный танец и балет – самые понятные ей виды искусства, чего не скажешь про оперу.

Надо отметить, всё было сделано для публики. Из трёх показанных в один вечер одноактных балетов Мариинки, лишь один номинировался на Маску» - «Инфра». Но для полноценного зрелища его не стали вырывать из контекста. «Инфра» поставлена хореографом Уэйном МакГрегором, которого впечатлили события теракта 2005 года, произошедшего в лондонском метро. Образы и специфические звуки подземки присутствуют в музыкальной и хореографической партитуре спектакля. Лишний раз поражаешься высокому уровню молодой балетной труппы старейшего театра.

«Инфра». Мариинский театр

Экспериментальных и необычных спектаклей больших и малых форм представили немало. Они оказались разными по качеству и уровню исполнения, но сама картина мира сложилась интересная, и теперь у многих есть представление, чем собственно дышит театральная Россия.

В категории «Современный танец» представили спектакль «Экспонат/Пробуждение» хореографа Анны Абдалихиной, поставленный в Александринском театре из Санкт-Петербурга. Интересно, что задумывался он как дуэт, но в итоге стал моно. В течение 50 минут мы наблюдаем за извивающимся телом, которое кажется обнаженным (телесного цвета костюм невидим). Сцена напоминает плоский, неглубокий бассейн. Заполнен он не водой, а каким-то полиэтиленовым материалом. Танцовщица Полина Пшиндина подобно змее перемещается в этой жиже, и каждый зритель видит свои картины. То ли это небо, то ли карта, разъятый глобус, наконец. В любом случае погружаешься в какие-то бескрайние миры и космические дали. Однако, всё это весьма однообразно.

Краснодарский музыкальный театр привёз весьма громоздкий мюзикл екатеринбургского композитора, «дедушки» уральского рока Александра Пантыкина «Гоголь. Чичиков. Души». Монументальная, густонаселенная работа со сложными и тяжёлыми декорациями, рассчитанными не на кочевую жизнь, а на стационар. Автор решил соединить оперу, мюзикл, оперетту и поп-музыку в нечто единое, и возник странный и зловещий мир Гоголя, длинный нос которого торчит отовсюду.

«Жизнь за царя» в «Театро Ди Капуа» из Санкт-Петербурга, представленная в номинации «Спектакль малой формы», сыграли в Доме Телешовых на Покровском бульваре. Он задуман так, что актёры могут его играть в любом пространстве. Они и кочуют по подвалам и особнякам. В Москве создавалось полное ощущение присутствия на конспиративной квартире. Зритель переходил из одной полуосвещённой комнаты в другую, проявлял фотографии народовольцев, рассматривал в полутьме работы современных художников «Народ и народная воля», которые как передвижники следуют за спектаклем.

В основе этого представления – документы членов Исполнительного комитета партии «Народная воля», письма, мемуары, выступления в суде Веры Фигнер, Андрея Желябова, Софьи Перовской, Веры Засулич и их менее известных товарищей. Поставил спектакль Джулиано ди Капуа, который и сам присутствует в сидении вокруг стола под абажуром вместе с горсткой зрителей – много народу тут не помещается. А наблюдают они за молодыми людьми, готовыми отдать свои жизни во имя всеобщего блага, теми самыми народовольцами, имена которых сегодня фактически преданы забвению. Идея спектакля принадлежит актрисе Илоне Маркаровой, сыгравшей и Веру Засулич, и Софью Перовскую, и Веру Фигнер в одном лице.

«Жизнь за царя». Театро Ди Капуа

«День города» в постановке Михаила Бычкова в Камерном театре Воронежа тоже представлен в номинации «Драма/ Спектакль малой формы». В его основе не готовая пьеса, а разговоры земляков, услышанные на улицах. Актёры выходят к микрофону с монологами о жизни и родном городе, поют песни, посвящённые ему. День города заставляет всех выйти на улицу, чтобы остаться отдельными людьми, не сливающимися с общей массой. Забавные истории, всегда нежные по отношению к людям, какими бы чудаковатыми они ни казались, создаёт живую материю, дают почувствовать дыхание города.

«Три сестры» Театра им. Ленсовета из Санкт-Петербурга в постановке Юрия Бутусова – просто лакомый кусок для написания популярных ныне коллективных писем в защиту национальных святынь. Но Бутусов, как известно, всегда имеет собственный взгляд на хрестоматийные тексы. «Три сестры» он превратил в погребальный фарс. Вечно в черном, вплоть до черного нижнего белья, эти малопривлекательные героини бесконечно стенают о недостижимой прекрасной жизни. А все разговоры о Москве, в которую рвутся их сердца, становятся комичными. Кто-то из зрителей, услышавших текст Чехова впервые, удивлён, чего зал хохочет на всякий раз возникающих репликах о Москве. В финале воздвигается из кирпича стена, которая словно бы замуровывает жизнь и вечно жалующихся сестёр. Осталось опустить пожарный занавес, и вот вам образ Железного занавеса. Спектакль идёт четыре с лишним часа с тремя антрактами. И если два первых действия проходят динамично, то два последующих начинают буксовать. Но финал с возведением очередной «берлинской стены» окупает многое.

Были на «Золотой Маске» и мёртвые спектакли. Возможно, в домашних условиях «Камера обскура» из Александринки смотрится иначе. Перегруженная множеством неработающих на сцене предметов, с отсутствием живой актёрской энергии, в Москве она превратилась в скучное действо непонятно о чем. Эксперимент талантливых учеников Дмитрия Крымова – художников, которые в московских спектаклях умеют насытить свои работы энергией, присущей актерам, здесь просто не сработал.

«Три сестры». Театр им. Ленсовета

Не совсем выстрелил и совместный проект БДТ и московского «Культпроекта» «Когда я снова стану маленьким» по произведениям Януша Корчака. Пространство Центра Мейерхольда не давало возможности близкого, почти тактильного контакта с маленькими героями моноспектакля Тараса Бибича – крохотными куклами. По идее должно было произойти то, что происходит на спектаклях Резо Габриадзе. Проезд паровозика, составленного из чемоданов, должен был привести зрителя в состояние трепета... На этот раз состав проехал мимо.

Помимо конкурсной, была еще и обширная внеконкурсная программа – детских спектаклей, целый раздел «Маска плюс». Именно в его рамках прошел спектакль «Би-Лингвы» из Минска. Разговор, состоявшийся после него, был продолжительнее и эмоциональнее самого спектакля. Театральный проект Андрея Савченко идёт на белорусском и русском языках. Билингвы – люди, двуязычные с рождения. Только один герой говорит тут на родном языке. Когда он оказывается в общественном месте и пытался говорить на белорусском, на него набрасываются возмущённые соотечественники и требуют выражаться «нормально». Попытка поговорить о необходимости сохранить национальные корни, не впадая в вульгарный национализм, вызвала бурную реакцию у московского зрителя и продемонстрировала, какой сумбур творится в головах наших граждан. Споры продолжились потом в подземном переходе и метро.

На спектакле «Wassa», поставленном по пьесе Горького «Васса Железнова», привезённом из Курганского театра драмы, было столпотворение. У себя дома он слывет революционным, не всеми принимается. В Москве же выглядел чуть провинциально в стремление всё поднять на дыбы и осовременить. Пьеса Горького и сама по себе как никогда работает, и то, что в советскую пору нам было совершенно непонятно, теперь приобрело конкретный смысл. Поставил спектакль Антон Маликов. Васса Екатерины Горяевой – современная деловая женщина, властная и волевая, с большими возможностями. Она экстравагантна во всём и даже ходит по столу, как ходила бы по модному подиуму. Только вот детки у неё немощные, некому передать дело всей жизни.

Новые формы – пожалуй, самое главное, что сегодня выходит на первый план. Встаёт лишь вопрос, какой ценой. Не каждому дано с ними совладать.

Также по теме

Новые публикации

120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
К Международному дню движения Сопротивления в МИА «Россия сегодня» провели круглый с участием российских и зарубежных историков и экспертов. Они рассказали, что представляло собой движение Сопротивления в Европе и почему так важно сохранить память о нём.
Цветаева