EN
 / Главная / Публикации / Русская Палестина для паломников и туристов

Русская Палестина для паломников и туристов

Георгий Осипов31.03.2015

Путешественники, странники, паломники исстари были на Руси людьми уважаемыми. А уж те, кто в путях своих земных добирался до Святой Земли, и подавно. В весьма популярном у древнерусского читателя жанре «хождений» самые читаемые были посвящены именно ей.

Да вот беда: где Русь и где – Палестина? Далековато. Поэтому неудивительно, что многие незаурядные умы в России во все времена искали ей ту или иную замену. Вспомните хотя бы уделы Пресвятой Богородицы или «Русский Иерусалим» – Задонск.

Одним из первых, кто решил приблизить Палестину к России, был всесильный патриарх Никон (1605-1681). Подыскивая замену настоящей Палестине, он вдохновлялся идей Москвы как Нового Иерусалима. А столичному граду подобает иметь поблизости некое подобие оригинала. Тем более что подобный опыт у него уже был. Скажем, Крестовый монастырь на Кий-острове – подобие одноимённого монастыря и Иерусалиме. Или «Русский Афон» – Иверский монастырь на Валдайском озере.

Точно не известно, когда именно Никон решил создать Новый Иерусалим именно на этих холмистых берегах реки Истры. В 1656 году в самой её сердцевине, на холме, переименованном в Сионскую гору, был основан монастырь во имя Воскресения Господня. Он же – Новый Иерусалим. Масштабы нового строительства впечатляли.

Воскресенский собор в Новом Иерусалиме

«Русская Палестина» – авторство самого определения, по легенде, принадлежит царю Алексею Михайловичу – представляет собой участок земли размером приблизительно пять (с востока на запад) на десять (с севера на юг) километров. Эту землю патриарх при полной поддержке «собинного» царствующего друга выкупил у боярина Романа Боборыкина.

Перемены в топонимике

Но началось создание новой святыни с перемен топонимических. Деревенька Дарна стала Воздвиженским, Никулино – Преображенским, Зиновьево «что на ручью» – Капернаумом. Село Котельниково, обзаведшееся Елеонской часовней, – Вознесенским. Появились на берегах холодной Истры и Вифания, Вифлеем, и прочие библейские названия.

«Не оплошно порадейте о месте святом», – внушал патриарх своим мастерам, и буквально на протяжении нескольких лет на истринских холмах возникло настоящее архитектурное чудо, в котором видна работа не только русских, но и украинских, белорусских, литовских и прочих ремесленников.

«Паспортами» своих мастеров Никон мало интересовался – лишь бы дело знал. И даже когда он, поссорившись с царём, перестал быть патриархом, работы в монастыре продолжались. Воскресенский собор был, что называется, выведен под своды. Появились стены с башнями, надвратная церковь, Елеонская часовня, скит Никона, великолепная библиотека и прочее.

Часовня Гроба Господня

Конечно, в подмосковной Палестине речь не шла, да и не могла идти, о точном копировании оригиналов. И сам Никон в настоящей Палестине не бывал, хотя и послал нескольких доверенных лиц для того, чтобы всё в точности скопировать. Речь шла скорее об образном архитектурно-ландшафтном воспроизведении Святой Земли. Хотя и никоновы посланники поработали на славу.

Истинный «золотой век» Нового Иерусалима кончился вместе с опалой и ссылкой его хозяина в 1666 году. Правда, сменивший «Тишайшего» царь Фёдор Алексеевич, благоволивший бывшему патриарху, разрешил ему вернуться в любимые подмосковные места. Но 76-летний Никон приехать сюда не успел – скончался по дороге.

Однако сделанного им хватило для того, чтобы Новый Иерусалим стал одной из самых популярных на Руси паломнических святынь. Вместе с монастырём процветал и выросший из соимённого села городок Воскресенск, в 1930-м ставший Истрой. Его историко-краеведческий музей, принявший в себя реликвии из многих окружающих усадеб, слыл одним из самых богатых в Подмосковье.

Многие из его сокровищ по мере приближении фронта в 1941-м были эвакуированы в Москву и дальше на восток. Что-то удалось укрыть в тайниках, которые немцы, пробывшие в Истре всего две недели, так и не нашли. Однако этих двух недель дивизии СС «Рейх» вполне хватило на то, чтобы заминировать и взорвать практически весь монастырский ансамбль XVII века, в первую очередь, уникальный собор. Сработали нацисты по-немецки основательно. Так, что даже в 1957 году специальный совет при Академии наук признал восстановление ансамбля попросту невозможным.

Однако русская пословица гласит, что глаза страшат, а руки делают. Так, постепенно, к концу ХХ века ансамбль Нового Иерусалима поднялся из руин и принимал ежегодно по 300 тысяч человек. Новая подмога пришла оттуда, откуда многие и не ждали.

С лёгкой руки патриарха

Очень многие, в том числе из самых уважаемых, люди Церкви не видят ничего общего между туризмом и паломничеством. Мол, туризм – это отдых и сплошное баловство, праздное времяпрепровождение. А паломничество – строгий, сосредоточенный и напряжённый духовный труд.

Скит патриарха Никона

Тем не менее, с идеей туристического обустройства зоны, прилегающей к Воскресенскому монастырю, выступил не кто иной, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – на заседании попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря. «Одним из источником покрытия расходов могло бы быть широкое развитие туризма и паломничества. Замечательно, если в программу посещения будет входить не только осмотр храмов, участие в богослужениях, а для людей, не так интересующихся церковной жизнью, как больше архитектурой, осмотр не только всего того, что восстановлено, но и посещение русской Палестины», – заявил он.

В частности, патриарх Кирилл предложил «замечательные туристические маршруты, в том числе на лошадях и зимой в санях». При этом, по его мнению, всё-таки необходимо соблюдать «историко-культурную» направленность. «Поля замечательные, луга и рощи не должны покрываться новоделами, и русская Палестина не может превратиться в туристический китч, в Уолт Дисней парк», – уточнил он.

Кластер вчера и сегодня

Иными словами, патриарх Кирилл предложил создать в окрестностях Нового Иерусалима туристический кластер. О чём-то похожем, несомненно, думал если и не сам Никон, то его последователи уж точно. В частности, на карте этих мест образца 1784 года значится «подмонастырская вотчина Русская Палестина».

Стоимость создания такого кластера, по подсчётам экспертов, обойдётся в 3-5 млрд. рублей, и соответствующий план уже внесён в Федеральную целевую программу развитию внутреннего и въездного туризма до 2018 года. Понятно, что только средствами из казны (они пойдут главным образом на строительство дорог и коммуникации) тут не обойтись и развитие кластера будет впрямую зависеть от появления инвесторов.

Керамический фриз Воскресенского собора

В кластер «Русская Палестина» должны войти музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» и созданная вокруг него туристическая инфраструктура. Минувшей осенью открылось новое здание музея площадью свыше 10 тыс. кв. м – его вскоре свяжет с монастырём пешеходный мост. В ближайших планах – развитие Музея деревянного зодчества, реставрация расположенных рядом усадеб (Покровское-Рубцово, Филатово, Глебово), строительство гостиниц и благоустройство монастырских прудов. В нынешнем году на территории комплекса должны быть созданы пешеходные маршруты длиной в три и пять километров.

В более дальней перспективе предполагаются даже вертолётные маршруты к «Русской Палестине», строительство дороги в обход Истры, реконструкция железнодорожных станций и обеспечение автобусных перевозок до монастыря, удобная навигация внутри территории. Два моста через реку Истру. Единая пешеходная зона в центральной части кластера. Веломаршруты для любителей активного отдыха. И прочее. В перспективе же логистика «Русской Палестины» станет такой, чтобы весь кластер, представляющий собой окружность диаметром 30 километров, можно будет объехать за полчаса и на личном, и на общественном транспорте.

«Туристы должны иметь возможность, а главное - желание провести в Новом Иерусалиме несколько дней, - считает министр культуры Московской области Олег Рожнов. - Быстро добраться, посмотреть то, что им интересно, вкусно поесть, отдохнуть в развлекательном центре, погулять по парку, купить сувениры и увезти с собой только приятные воспоминания». По его расчётам, в ближайшее время поток туристов в Новый Иерусалим должен увеличиться до миллиона, а в перспективе – до 2, 5 млн. чел. в год.

Сейчас же – посмотрим на вещи трезво! – из всего желаемого в наличии имеются только музейные объекты. Практически нет ни дорог, ни недорогих гостиниц, ни даже самых обычных кафе. Для начала, по оценкам специалистов, кластер «Русская Палестина» нуждается в 1200 местах гостиничного и 200 – паломнического типа. Для начала, по сведениям наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря игумена Феофилакта, монастырю передаются две сохранившиеся гостиницы – дома для паломников. Ещё две (исторические, находившиеся рядом с монастырём) будут воссозданы. Но этого пока явно недостаточно для того, чтобы «иметь возможность провести в заповеднике несколько дней».

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева