EN
 / Главная / Публикации / Российская анимация становится женской

Российская анимация становится женской

Светлана Хохрякова26.03.2015

8 апреля 2015 года в Москве, в Центральном Доме кинематографистов будут вручать I Национальную анимационную премию «Икар» за достижения в области мультипликации. 21 марта уже объявили её номинантов. Происходило это в Суздале в дни 20-го Открытого российского фестиваля анимационного кино – главного смотра отечественной мультипликации.

Суздальский фестиваль

Собственно, фестивалем и учреждена новая премия, которую поддержали Ассоциация анимационного кино и Союз кинематографистов России. Удивительно, но у создателей мультфильмов до сих пор не было своей отдельной профессиональной награды, хотя сегодня они есть у кого угодно. Лауреатов определит путем тайного голосования экспертный совет, состоящий из представителей анимационного цеха.

Помимо привычных номинаций – «Сценарист», «Художник», «Звукорежиссёр», на «Икаре» представлена и такая уникальная, как «Персонаж». В ней всего три героя: рекламщик бананов Вася из фильма «Почему банан огрызается», космонавты Константина Бронзита и курица из «Курицы» Васико Бедошвили, созданной на «Союзмультфильме» и рассказывающей о курортном романе с петухом.

В номинации «Фильм в прокате» представлены три работы: «Белка и Стрелка. Лунные приключения», «Снежная королева 2: Перезаморозка», «Три богатыря. Ход конём». Называем их потому, что они хотя бы на слуху, их можно было увидеть на экранах.

«Мы не можем жить без космоса». Реж. К. Бронзит

К сожалению, основная масса мультпродукции даже самого отменного качества абсолютно не доступна зрителям. К примеру, кто, кроме профессионалов, видел работы, представленные в номинации «Фильм»? А это «Брут» Светланы Филипповой, «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, отмеченный наградой на прошлогоднем Берлинском кинофестивале, «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера, «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита и «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой. Все эти работы были премированы жюри Суздальского фестиваля прошлого и нынешнего годов. «Почему банан огрызается» участвовал в детском конкурсе Берлинале этого года, а на днях удостоен Гран-при в Суздале. Но это не гарантирует победителю встречи со зрителями. В том-то и беда отечественной анимации. Творцы жалуются, что и на телевидение их работы не берут.

Молодеющая анимация

Мировая анимация, а не только наша, значительно помолодела. В конкурсах международных фестивалей всё чаще представлены дебютные работы и студенческие фильмы. Молодёжь гораздо чаще, чем мэтры, получает награды. И Суздаль не стал исключением. Возможно, это связано с быстро развивающимися технологиями, освоить которые мастерам бывает трудно.

Все гости и участники Суздальского фестиваля, а это цвет нашей анимации, участвовали в голосовании за пять лучших фильмов своих коллег. Так вот: абсолютным лидером стал собравший 314 голосов питерский режиссёр Константин Бронзит и его 15-минутный рисованный фильм «Мы не можем жить без космоса». Это редкий случай, когда авторская анимация оказалась конкурентоспособна и вполне может побороться за зрителя.

Суздальское жюри во главе с мэтром Андреем Хржановским удостоило эту картину только спецприза, отдав предпочтение Светлане Разгуляевой – представительнице более молодого поколения. Герои Бронзита – неразлучные друзьях-космонавты. Они готовятся к полету в космос с партией других претендентов. Милые, трогательные отношения этих людей – только один слой этого точного фильма. В нём передан дух нашей страны, стремящейся к достижениям и рекордам, с её неповторимой ментальностью и идеологией.

«Почему банан огрызается». Реж. С. Разгуляева

«Почему банан огрызается» собрал 155 голосов, заняв вторую позицию в рейтинге. Картина рассказывает о рекламщике, у которого вырос хвост. Как с этим жить, совершенно непонятно. Каждый день становится преодолением.

На фестивале показали сразу несколько маленьких фильмов, произведённых на многострадальной киностудии «Союзмультфильм». Там фактически возродили знаменитый цикл советских времен «Весёлая карусель». Жюри Суздальского фестиваля отметило спецпризом одну из работ — 3-минутный «Пык-пык-пык» Дмитрия Высоцкого.

Прошлогодний лауреат Берлинского кинофестиваля Леонид Шмельков тоже поработал на старейшей киностудии и показал остроумную, сумасшедшую по пластике и ритму картину «Очень одинокий петух».

Мультфильмы для детей и взрослых

Радостно, что жюри было из чего выбирать. Авторская анимация, как и многие студенческие работы, порадовали. Чего не скажешь про сериальный продукт. Исключением стала «Запретная еда» Олега Ужинова, снятая в рамках детского развлекательно-познавательного проекта «Ин и Яна». Любопытно, что сам режиссёр, просидевший два года без работы, без особого энтузиазма приступил к делу. Но остался доволен результатом. Его предельно толерантный, но при этом увлекательный фильм, знакомит ребят с особенностями кошерной, мусульманской и вегетарианской еды, рассказывает, что такое пост. Многие другие сериалы оказались абсолютно бессмысленными, с заимствованными у американских мультфильмов героями. Прав классик Юрий Норштейн: многие даже не задаются вопросом, что они делают и для чего. Люди приходят в профессию, не имея хоть сколько-нибудь серьёзного кинообразования. Не зря на круглом столе, посвящённом взаимоотношениям литературы и анимации, мастера говорили о том, что начинающим сценаристам и режиссером нужно, как минимум, читать книги.

Некоторые наши режиссёры успешно работают за рубежом. Их картины сделаны на Кипре и во Франции. Лучшим дебютным фильмом жюри Суздаля сочло «Слона и велосипед» Олеси Щукиной. Она училась в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения в мастерской Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого, а потом продолжила образование в одной из французских киношкол. И теперь сняла там отличную профессиональную картину про Слона, живущего среди людей. Он – образцово-показательный дворник, и стоит ему только прекратить работу, как тут же город покрывается горами мусора.

«Очень одинокий петух». Реж. Л. Шмельков

Нынешний Суздаль порадовал наличием мультфильмов, которые могут смотреть и оценить дети. В прежние годы наши аниматоры чаще занимались самовыражением, создавая запредельно авторскую (в дурном смысле слова), замкнутую на себе продукцию, расшифровать которую были не в состоянии не только дети, но и взрослые. А теперь сделано немало трогательных историй про симпатичных кур, муравьёв и божьих коровок, пингвинят и людей. Попадались и знаменитые герои – от Агаты Кристи девического возраста в «Таинственных черепках» Дмитрия Семенова (цикл «Веселые биографии») до Ленина, которого победил Пушкин в студенческом фильме «На пороге Ильич» Михаила Солошенко.

В Суздале выяснилось, что невозможно собрать конкурс полнометражных мультфильмов. Их сделано всего три. Правда, в ближайшее время появятся полнометражные ленты православной тематики, вплоть до байопика о Серафиме Саровском. Но практика показывает, что православный блок — самый уязвимый. На этот раз собрали в одну программу картины о заступниках и заступницах земли русской, а это работы, посвящёные Первой мировой и Великой Отечественной войнам, Золотой Орде. Всякий раз в них появлялись иконы, ничего кроме ненужной назидательности не вносившие.

Что-то хорошее

Несколько лет назад, после того, как было опубликовано письмо о состоянии дел в российской анимации, которое подписали Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Эдуард Назаров, Леонид Шварцман, произошла их встреча с президентом страны, который распорядился о выделении 500 миллионов рублей на поддержку анимации.

Все обрадовались, бросились распределять подарок. Но единовременное вливание кардинально проблем в отрасли решить априори не могло. А о целенаправленном возрождении индустрии речи как не было, так и нет.

Юрий Норштейн, едва ли не единственный, кто рубит правду-матку, много раз говорил о том, что многое у нас сводится к тому, как бы урвать кусок и растащить его по карманам. А важно, чтобы на государственном уровне было усвоено, что страна не может жить без культуры. Творцы часто не стремятся сделать что-то хорошо, теряют в погоне за выгодой профессионализм. Всё так. Но, тем не менее, что-то ценное происходит.

«Слон и велосипед». Реж. С. Щукина

Творят чистое искусство начинающие режиссёры, в основном почему-то девушки. Анимация превратилась в женскую профессию. Пишутся книги. Часть из них представили в Суздале: «Анимационный персонаж» профессора ВГИКа Натальи Кривули, «Словарь-справочник современных анимационных терминов». Актёры, крупные мастера работают в кино.

«Роман о Лисе» Натальи Суринович по французскому эпосу озвучивал Александр Адабашьян. А голос прекрасного питерского артиста Сергея Дрейдена звучит в фильме «Андрей Хижина и его горе» Алексея Дёмина.

Наши режиссёры, вне зависимости от возраста, все чаще обращаются к лучшим образцам литературы всех времён и народов – только в Суздале представили 16 экранизаций. Представители татарской анимации создают фильмы на родном языке, активно привлекают своих писателей.

При этом многие фильмы забиты текстом под завязку, так что нет возможности вздохнуть. Светлана Дружинина, прибывшая в Суздаль в качестве гостя, справедливо заметила, что дети воспитываются на отрицательных, несозидающих персонажах. И говорят они на стёртом языке.

Кто-то из писателей заметил, что писать сценарии выгодней, чем прозу. Жизнь диктует свои условия, заставляет быть гибче. Но многим ясно, что нельзя следовать только вкусам зрителей, зачастую низким. Надо публику поднимать к тому, что, возможно, пока ей недоступно. У анимации для этого есть уникальные возможности.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева