«Хочу стать филологом, как вы»
Редакция портала «Русский мир»26.03.2015
Количество подписчиков бесплатного сервиса лингвистических консультаций, который является составной частью международного социального проекта ОмГПУ «Современный русский», за минувший год удвоилось. Об этом «Русскому миру» сообщила руководитель проекта омский филолог Тамара Скок.
Абсолютное большинство из тех, кто обращается в службу лингвистической поддержки, – молодёжь и подростки. Среди пользователей лидируют россияне, на втором месте находятся жители Украины, а всего за семь лет существования проекта его посетителями стали пользователи из 100 стран мира.
«Современный русский» начал свою работу в марте 2008 года. Именно тогда сотрудники Омского государственного педагогического университета решили противостоять негативным тенденциям в русском языке и организовать городскую службу филологической помощи. Со временем проект разросся, оказавшись очень востребованным.
- Филологи и пиарщики ОмГПУ запустили специальный сайт проекта, стали выпускать видеоролики о нормах произношения и правописания в современном русском языке, разработали макеты наружной рекламы с целью популяризации грамотности и открыли службу бесплатной экстренной лингвистической помощи (ЭЛП). Видеоролики стало размещать в своем эфире рекламное агентство «Легион ТВ», макеты наружной рекламы омская мэрия распечатала и разместила по городу как тематическую «социалку», на сайте проекта появились первые научно-популярные материалы по филологии, а омские СМИ стали активно популяризировать службу ЭЛП, поскольку сами к ней нередко прибегали, – рассказала Тамара Скок.
Все направления проекта «Современный русский» (а сейчас их девять) появились благодаря взаимодействию с различными социальными группами и внимательному отношению к их запросам.
Понадобились школам города и области популярные лекции по филологии для школьников и учителей – возник «Филологический класс». Захотели работающие граждане повысить уровень владения русским языком – появились тренинги «Деловой русский». Обратились в проект иностранцы с просьбой рассказать, в чём культурно-историческое своеобразие Сибири, – был создан мультимедийный образовательный ресурс «Ближе к России. Омск» для дистанционного изучения русского языка как иностранного. Нуждалось бизнес-сообщество в малоформатных справочных изданиях, помогающих соблюдать речевые нормы в устном и письменном деловом общении, – была выпущена серия карманных словариков «За словом в карман», «Папка делового человека», «О склонении имён и фамилий» (на сайте проекта есть электронные версии этих словарей в открытом доступе. Стали школьники интересоваться электронными образовательными ресурсами для подготовки к экзаменам, и сотрудники проекта создали специальную подборку в рубрике «Готовимся к ЕГЭ и ГИА».
По заявкам пользователей были созданы и сгруппированные по тематике списки литературы для читателей разных возрастов в рубрике «Что почитать?».
Вопреки стереотипному представлению о том, что современная молодёжь литературой не интересуется, Тамара Скок уверена: книги юное поколение читает самые разнообразные, увлекается классикой, популярной психологией и философией, любит стихи как читать, так и писать, старается заниматься саморазвитием…
Дважды за свою деятельность проект ОмГПУ «Современный русский» получал гранты от фонда «Русский мир», не раз побеждал во всероссийских конкурсах интеллектуальных и PR-проектов, материалы проекта публиковались в различных сборниках и журналах.
Существуют лингвистические проекты общероссийского значения, о которых знают все, – тот же «Тотальный диктант», «Грамота.ру». А вот не менее полезная и востребованная работа региональных лингвистов значительно реже становится объектом внимания СМИ. Между тем результаты работы такого проекта, как «Современный русский», весьма поучительны.
Прежде всего потому, что позволяют утверждать: филология может быть не только рафинированно-академичной, но и живой, весьма интересной и полезной наукой. Пожалуй, лучше всего о том, какую роль играют или могут играть подобные проекты, говорит следующее письмо, пришедшее в адрес «Современного русского»: «Хочу стать филологом, как вы. Расскажите, пожалуйста, о тонкостях этой профессии, чтобы у меня были аргументы для разговора с родителями».