Дочь русского Пьеро: юбилей Анастасии Вертинской
Светлана Хохрякова19.12.2014
19 декабря одна из самых красивых и утончённых актрис советского и российского кино Анастасия Вертинская отмечает 70-летие. Она родилась в 1944 году в Москве в семье легендарного шансонье, композитора и актёра Александра Вертинского.
Произошло это через полтора года после появления на свет её сестры Марианны. Правда, старшая доченька (так их называл отец) родилась в Шанхае, где и познакомились Александр Вертинский и его будущая супруга Лидия Циргвава. Самое удивительное, что Марианна Вертинская увидела свою родину только в сознательном возрасте, совсем недавно, когда отмечали 125-летие со дня рождения её отца и один из телеканалов пригласил актрису в это ностальгическое путешествие.
Две красавицы-дочки, сидящие рядом с отцом, запечатлённые на давней фотографии, стали иллюстрацией к знаменитой песне Вертинского «Доченьки», начинающейся словами: «У меня завелись ангелята». Их мать Лидия Циргвава была актрисой и художником. Она ушла из жизни в 91 год в 2013 году. Лидия Циргвава была моложе мужа на 34 года. Она родилась в Харбине. В Китае и повстречала своего будущего супруга, когда ей было семнадцать. Всё необычно было в этой семье.
Родители вернулись из эмиграции после долгих странствий по миру Александра Вертинского в Москву, когда ему было уже за пятьдесят. В их доме собирались знаменитые люди: Николай Симонов, Дмитрий Шостакович, музыка которого впоследствии так помогла Анастасии Вертинской в работе над образом Офелии в картине Григория Козинцева «Гамлет». Они с сестрой были слишком малы, чтобы что-то понимать, но всегда с интересом прислушивались к разговорам, запоминали необычных гостей.
Эфрос уловил лёгкое дыхание актрисы, её пульсирующую природу
Вслед за старшей сестрой и ровно через год Анастасия Вертинская поступит в Театральное училище им. Б. Щукина, а потом в труппу Театра им. Евг. Вахтангова. Только в отличие от Марианны, проработавшей там многие годы, младшая Вертинская продержится в этом театре совсем недолго. Она перейдёт в «Современник», где переиграет немало ярких ролей — от нежной Нины Заречной в чеховской «Чайке» до смешной Оливии в «Двенадцатой ночи» Шекспира, совсем не вписывающейся в традиционное толкование шекспировских красавиц. А потом вслед за Олегом Ефремовым уйдёт во МХАТ.
Быть может, лучшие роли в её театральной биографии созданы с Анатолием Эфросом, который чрезвычайно ценил талант Вертинской. Их творческий союз оказался очень плодотворным. Эльмира в мольеровском «Тартюфе» во мхатовской постановке Эфроса до сих пор остаётся неким брендом актрисы, а фотографии, запечатлевшие её в этом спектакле, до сих пор перепечатываются. Эфрос уловил лёгкое дыхание актрисы, её пульсирующую природу. Позднее она сыграет у него сразу две роли — Просперо и Ариэля в шекспировской «Буре», поставленной в рамках «Декабрьских вечеров» в Пушкинском музее.
А начинала Анастасия Вертинская с романтических героинь в кино. После смерти отца, когда ей было двенадцать лет, жизнь резко переменилась. Её молодая мама тянула двоих детей, и постоянно приходилось думать о средствах к существованию. И хотя отец не хотел, чтобы его дочери пошли в актрисы, судьба распорядилась иначе. В пятнадцатилетнем возрасте Анастасия оказалась на съёмочной площадке у Александра Птушко и сыграла Ассоль в «Алых парусах» по Александру Грину.
Почему она, а не Марианна, теперь сказать сложно. Птушко, у которого Лидия Вертинская-Циргвава снялась ещё в пятидесятые в «Садко» в роли птицы Феникс, обратился к ней по поводу её дочек. Поколебавшись, мать всё-таки отпустила одну из них в актрисы. Какой-никакой приработок. А это так необходимо было осиротевшей семье.
Не влюбиться в неё было невозможно — так она была хороша со своими распахнутыми миру глазами
После «Алых парусов» в том же году последовал «Человек-амфибия» Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва, где Анастасия сыграла прекрасную Гуттиэре. И жизнь утратила прежний покой и распорядок. Сотни поклонников и поклонниц одолевали юную актрису. Не влюбиться в неё было невозможно — так она была хороша со своими распахнутыми миру глазами. Поклонники стучали в дверь и убегали, приставали на улицах и в магазине. С этим надо было жить скромной девушке из интеллигентной семьи. А потом последовали роли, о которых можно было лишь мечтать. Григорий Козинцев пригласил её на роль Офелии в «Гамлете». Потом были Лиза Болконская в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», получившей «Оскара», и Кити в «Анне Карениной» Александра Зархи.
Вертинская всегда была хороша и востребована в классическом репертуаре. А потом появилась её Таня в картине «Влюблённые» Эльёра Ишмухамедова, где её партнёром стал Родион Нахапетов. Пару месяцев назад он приезжал из США в Москву и представлял в Библиотеке киноискусства эту картину. Вместе с ним смотрела фильм его американская жена, никогда прежде не видевшая «Влюблённых». Какая же прекрасная пара на экране — Вертинская и Нахапетов!
Советские зрители влюблялись в неё поголовно. Девушки повязывали платочек, как Таня. У Вертинской была какая-то дикая, инопланетная красота. Она передалась ей от матери, в которой текла грузинская кровь. Дед Анастасии Вертинской был чистокровным грузином. Ещё одна изумительная роль — Мона — в телевизионной картине Михаила Козакова «Безымянная звезда» по пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна. Женщина-мечта, вызывавшая душевный трепет. А через год она появится в образе Джеммы в «Оводе». Но рано или поздно наступает в жизни любой актрисы пора, когда надо переходить на совсем иные роли.
Современный народец — спитой и недалёкий — это не её стезя. Она по своей природе дива
В конце восьмидесятых Вертинская смело сыграет роль матери в картине «В городе Сочи тёмные ночи» Василия Пичула, а потом будет об этом сожалеть. Современный народец — спитой и недалёкий — это не её стезя. Она по своей природе дива.
Пожалуй, к большому стилю можно отнести её появление в «Жажде страсти» Андрея Харитонова по Валерию Брюсову, где она опять женщина-мечта, и в многострадальной картине «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, пролежавшей годы взаперти по воле продюсеров. Там она сыграла булгаковскую Маргариту, правда, после долгих колебаний. Появись эта роль на десять-пятнадцать лет раньше — никаких вопросов бы не возникало. И умная Вертинская всё это понимала и чувствовала. Между тем на Маргариту у Кары пробовались Елена Майорова и Ирина Алфёрова, Ольга Кабо и Анна Самохина. Да, роль-мечта, но Вертинской тогда было 48 лет, а её партнёр Виктор Раков, сыгравший Мастера, был значительно моложе. Но Вертинская решилась и потом бесстрашно летала над Арбатом на метле при помощи каскадёров и в сопровождении пожарной машины, мчавшейся на скорости в сто двадцать километров. Это было время, когда российское кино ещё не было оснащено новейшими технологическими достижениями. Всё делали натурально, без компьютеров. Картину мы увидели спустя годы, когда мир изменился и кино сделало небывалый технологический скачок. Многое оказалось утраченным и недостижимым. Но теперь эту картину стоит смотреть хотя бы ради Маргариты — такой, какая она есть.
2003 году Анастасии Вертинской вручили премию деловых кругов «Кумир». И это, как ни странно, была первая в её жизни актёрская награда. А отметили её тогда за роль Элизы в спектакле «Имаго», который критика разнесла в пух и прах. Это был один из последних смелых экспериментов актрисы.
Первым мужем Анастасии Вертинской стал Никита Михалков. Вместе они были недолго, зато он стал отцом её единственного сына — Степана Михалкова. Чем дальше, тем больше он походит на своего великого деда. Но занимается совсем другой профессией: заведует несколькими московскими ресторанами, очень модными, где любит собираться столичная богема. А с недавних пор Анастасия Вертинская стала там хозяйничать на кухне. Так что можно попробовать блюда, ею изобретённые. Известен её союз с певцом Александром Градским. А вот всё остальное покрыто завесой тайны. Вертинская никого не пускала на свою личную территорию. Да прежде так нагло, как сейчас, и не совали нос в частную жизнь знаменитостей.
Вертинская многое попробовала. Была автором и ведущей телевизионных циклов «Другие берега» и «Золотое сечение». Делала это изысканно и умно. Больше десяти лет преподавала в разных странах актёрское мастерство. В последние годы она занята своей семьёй, внуками. Организовала благотворительный фонд и поддерживает нуждающихся актёров. Многое делает по сохранению наследия своего великого отца. Издаёт книги, диски с его песнями. В 1989 году к 100-летию Александра Вертинского выпустила спектакль «Мираж, или Дорога русского Пьеро». И к его недавнему юбилею подготовила две книги, отреставрировала записи его песен, много сама выступала и даже появилась на телевидении, чтобы напомнить миру о том, каким уникальным и талантливым человеком он был.
Также по теме
Новые публикации
Пушкин в Страсбурге – в оригинале и переводе 17.04.2024
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан. Илья Голенищев-Кутузов: «Мы – дети России» 16.04.2024
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника. Гагаринские уроки пройдут в 38 странах мира 12.04.2024
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.