EN
 / Главная / Публикации / «Чёрная пятница» шопоголика

«Чёрная пятница» шопоголика

Анна Генова28.11.2014

Накануне предновогодних и предрождественских скидок выходит из моды с утра пораньше отправиться за тем, чтобы затариться товарами на ближайшие полгода. В этом году 28 ноября — не только знаменитая «Чёрная пятница», начало Рождественского поста у православных, но и Всемирный день отказа от покупок. В Северной Америке, а также в Европе (на день позже) люди встали перед выбором: покупать или не покупать. Почти как «быть или не быть».

Как ни странно, американский Всемирный день отказа от покупок придуман не поборниками здорового образа жизни, не представителями «Гринписа» и не государственными структурами. Всё началось в 1992 году с необычной идеи художника и рекламиста Теда Дейва. Он создал постер Buying Nothing Day. Инициативу подхватили два издания — альтернативная ванкуверская газета Georgia Straight и знаменитый журнал Adbuster, представляющий одноимённую канадскую организацию, которая занимается проблемой сверхпотребления и защитой окружающей среды. Одну из причин финансового кризиса сторонники «Чёрной пятницы» видят в культуре избыточного потребления, а вторую — в том, что этими благами пользуются лишь двадцать процентов населения земного шара. Те же двадцать процентов используют более восьмидесяти процентов всех природных ресурсов Земли.

Так, постепенно с 2001 года при поддержке сайта Adbusters День отказа от покупок приобрёл всемирный масштаб. Помимо Мексики, Канады и США, акция в том году прошла ещё в пятидесяти пяти странах, а несколькими годами позже к ней присоединились ещё десять государств. Условия участия в акции просты: в течение двадцати четырёх часов необходимо отказаться от любых приобретений.

Акции представляют собой мирные демонстрации в торговых центрах, а также показ антирекламных роликов. «Вам не надо столько вещей», — сообщают они и тут же приводят цифры: средний житель США покупает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в тридцать раз больше, чем гражданин Индии! Многие пропагандисты антипотребительства надевают в этот день костюмы овцы, что символизирует слепого барана-покупателя, другие придумали машинку для уничтожения кредитных карточек. В Японии, как всегда, всё сделали с особой восточной грациозностью: на покупателей с буддийским спокойствием взирает Дзента-Клаус, сидящий в позе лотоса...

В США официально зарегистрировано шесть процентов шопоголиков, но на самом деле их гораздо больше. Моя подруга в тридцать семь вышла замуж за американского миллионера, которому было в два раза больше. Это был очень прижимистый ирландец, который экономил всегда и везде, буквально подбирая бутылки, чтобы сдать их и получить пять центов. На фоне депрессии у подруги начался классической шопоголизм — она сметала товары с полок. Груды вещей впоследствии раздавались друзьям и случайным знакомым — всё это носить было просто нереально. Мужа вконец достало это транжирство, и он подал на развод. Ситуация в целом была, конечно, сложнее, но главное, что его довело и заставило на старости лет остаться одному, — немилосердно опустошённые супругой кредитные карты.

По мнению психологов, привычка растрачивать деньги бездумно в основном свойственна людям с биполярными расстройствами, а также депрессией и заниженной самооценкой. Привычку компенсировать новыми вещами неуверенность в себе или плохое настроение испытали на себе многие, и это необязательно люди с диагнозом. Многие стали жертвами отлично продуманной рекламы, которая обещает стать умнее, моложе и здоровее всем тем, кто приобретёт никак не связанный со здоровьем продукт, например машину или занавески.

Прежде чем купить что-нибудь, люди должны задать себе три вопроса. Первый: нужна ли мне эта вещь? Второй: действительно ли я хочу её купить? Третий: могу ли я обойтись без неё? Иначе всё, что они покупают, становится мусором.

В день, с немалой долей сарказма прозванный «Чёрной пятницей», когда магазины получают от двадцати до пятидесяти своей годовой выручки, в массовых давках ежегодно калечатся и даже гибнут люди. За что же они гибнут, даже в переносном смысле этого слова, и насколько реально именно в этот день сэкономить?

Каждый день такие сайты, как Amazon, Fatwallet, Woot, Techbargains, предлагают широкий спектр техники и прочих товаров. Дождаться крупной скидки на продукцию Apple почти нереально, однако многие надеются купить любимый айпад именно в пятницу, а менее отважные — в следующий за ней уик-энд. Вот только вряд ли у них это получится. Моя знакомая, Анна из Нью-Йорка, съела собаку на выгодных приобретениях. При этом она вовсе не шопоголик — просто помогает себе, своим друзьям и родственникам экономить деньги, и притом немалые.

Я спросила её:

— Каков шанс купить товары с потрясающей скидкой и правда ли они обойдутся намного дешевле, как обещает реклама?

— Да нисколько не дешевле! — уверена она. — Продадут пару лэптопов с пятидесятипроцентной скидкой, кому-то повезёт. Остальные пятьсот человек купят ту же модель по цене регулярных распродаж. Надо просто уметь покупать. Например, я как-то купила два принтера по триста долларов со специальной скидкой «бесплатно после возврата». Оба принтера обошлись по цене одного! Такие скидки бывают, только надо знать, где и как покупать.

Всемирный день отказа от покупок набирает обороты и, будем надеяться, скоро придёт в Россию. Однако было бы здорово превратить его в день дарения. Например, сделать День подарков, когда шопоголики поделятся лишними вещами с нуждающимися. В соцблогах уже существует немало подобных сообществ, которые пользуются невероятной популярностью. «Бесплатно, то есть даром» — одно из них. Тут в порядке живой очереди можно заполучить любую вещь — от плиты до детских игрушек или старенького пианино. Это и подобные сообщества делают мир гуманнее, а людей — немного счастливее. К этому мы все и стремимся, не правда ли?..

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева