EN
 / Главная / Публикации / Людмила Вербицкая: Контуры грамотной речи должны сопровождать личность с раннего детства

Людмила Вербицкая: Контуры грамотной речи должны сопровождать личность с раннего детства

Беседовал Владимир Емельяненко28.10.2014

В Сочи 3 ноября, накануне Дня народного единства, пройдёт VIII Ассамблея Русского мира. После зимней Олимпиады-2014 Сочи стал площадкой для многих значимых интеллектуальных событий. Теперь его ждёт обсуждение важнейших проблем Русского мира — русского языка и культуры, русской философии и истории. О том, как будет развиваться русский язык и чего ждать от Ассамблеи, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Людмила Вербицкая.

— В Сочи Вы будете вести панельную дискуссию «Культура русской речи в ХХI веке». Культура речи относительно прошлого века снижается или растёт?

— Ещё русский философ Владимир Соловьёв в ХIХ веке писал о том, что в речи каждого человека должны присутствовать три стиля — высокий, средний и низкий. Высоким стилем человек обращается к богу, средним разговаривает с другими людьми, а низкий может использовать только в общении с самим собой. Сегодня совсем не стало высокого стиля, а низкий занял место среднего и продолжает наступать. Речевая культура общества в целом ухудшается.

— На Ваш взгляд, как цивилизованно вернуть средний стиль?

— Заметьте: вы не спрашиваете о высоком. Это тоже некоторый диагноз современного языкового состояния. Высокий стиль общения, может, и не нужно возвращать в том объёме, в котором он использовался когда-то.

Лет пятнадцать назад я была в командировке в Париже. Мои знакомые попросили их родственнику, эмигранту ещё первой волны начала ХХ века, передать небольшой свёрток и «привет из Санкт-Петербурга». Он, когда я исполнила просьбы, так растрогался, что перешёл на русскую речь, которая меня, признаться, поразила: «Милостивая государыня! Вы даже и подумать не можете, какая благость спустилась на мою душу, когда я услышал Ваш голос... Моя признательность и благодарность к Вам не знает границ...» Я не знала, что отвечать. Будто мы говорили на разных языках... 

Что-то подобное испытываю, когда сегодня на каждом шагу слышу просторечия. Мириться с тотальным наступлением низкого стиля, который пронизывает наши СМИ, публичную политику и публичное пространство в целом, считаю опасным не только для культуры речи — для русского языка и для общества.

Это ненормально, когда уже не просторечные — криминальные и даже бранные — нотки звучат из уст депутатов и сенаторов. И тут репрессиями или красноречивыми обличениями делу не поможешь. На мой взгляд, надо кропотливо и последовательно, начиная с дошкольного образования, пропагандировать речевые стандарты, современные литературные нормы речи. Контуры грамотной речи должны сопровождать личность с раннего детства и всю жизнь. Вот над этим надо много трудиться. Тогда, возможно, мы сумеем вернуть родной речи стилевое разнообразие, а вместе с ним — богатство русского языка. А как над этим работать — будем обсуждать на дискуссиях Ассамблеи Русского мира.

— 2015 год объявлен Годом русской литературы. На дискуссиях VIII Ассамблеи об этом будут говорить?

— Думаю, да. Язык и литературу трудно отделить друг от друга. В современной школе дети почти не учат стихи наизусть. Есть примеры и вовсе удручающие, когда вместо урока литературы в расписание ставят уроки физкультуры. Я ничего против не имею физической культуры, она — здоровье нации, но русский язык и литература — духовное здоровье нации. К сожалению, современные дети стали меньше читать и книге предпочитают гаджеты. Чтению, точнее культуре чтения, когда ребёнок может остановиться, пусть даже выпасть из современного бешеного ритма жизни, и за книгой подумать, тоже надо учить. Как и тому, что такой способ взгляда на мир даёт хорошая литература. И я не вижу стеснения или обиды оттого, что детей этому надо учить.

— Как Вы относитесь к идее, озвученной в стенах Государственной Думы, принять закон о единых учебниках по русскому языку, литературе и истории Отечества?

— Я против любого единого учебника. Что касается учебника истории, то речь, насколько я знаю, идёт о единых стандартах преподавания истории, а не о едином учебнике. Что-то подобное могу сказать и об обновляемых стандартах преподавания русского языка и литературы.

Даже в СССР было три учебника русского языка. Зачем же нам снижать планку? Мне, признаться, непонятна аргументация тех, кто предлагает ввести единый учебник русского языка. Будто при переводе ребёнка из одной школы в другую он будет дезориентирован и не сможет перейти на новый учебник. Но, во-первых, переходов не так много. Во-вторых... Мне ближе позиция Петра I. Когда он реформировал образование, он часто повторял: «Учить отроков и студентов надо так, чтобы они думали, анализировали...»

— На Всероссийском образовательном форуме в Пензе прозвучало необычное предложение: предписать сдавать ЕГЭ только абитуриентам, а тем, кто по разным причинам не желает дальше учиться, разрешить его не сдавать. Как Вы относитесь к этой инициативе?

— Я там была, слышала по этому поводу самые разные мнения... Может быть, на панельной дискуссии Ассамблеи «Культура русской речи в ХХI веке» участники захотят высказаться на эту тему. Полагаю, она достойна обсуждения. Что же касается моего личного мнения... Считаю, что предложение сдавать ЕГЭ только тем, кто этого хочет, надо обсуждать и анализировать. Эта инициатива при тщательной экспертизе может быть полезной. Действительно, не каждый выпускник средней школы желает продолжать образование. Может, ему и не стоит сдавать ЕГЭ? На данном этапе жизни, во всяком случае. Сдать Единый государственный экзамен можно и через год, и через три-четыре года. Разумеется, заново и с учётом меняющихся требований. Если возникнет такое желание... Почему нет?

— В целом, какие ожидания или, может, надежды Вы связываете с VIII Ассамблеей Русского мира?

— С 2007 года, когда мы начали собирать Ассамблеи, они не похожи одна на другую. Каждая развивает видение и философию движения Русского мира. В этом мы и видим свою задачу. Будем надеяться, что встречи и дискуссии на Ассамблее будут способствовать росту и укреплению философии Русского мира. У фонда «Русский мир» более девяноста центров по всей планете со 150 кабинетами русского языка. Мы растём. И задачи роста и развития решаем таким образом, что, я убеждена, планета заговорит по-русски.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева