Русское кино в Женеве. И не только
Светлана Хохрякова21.10.2014
В Швейцарии завершился II фестиваль «Kino. Фильмы из России и не только». Проходил он в двух городах — Женеве и Лозанне. «И не только» означает кино, снятое на постсоветском пространстве.
Помимо России, на конкурсе было представлено семь стран, когда-то входивших в СССР, вплоть до Молдавии, кино из которой практически нигде не увидишь. На показы приходили наши бывшие соотечественники и швейцарская публика. Российское кино ей малознакомо, но интерес к нему есть.
Это и стало отправной точкой для арт-директора фестиваля Елены Хазановой, организовавшей эту культурную акцию. Елена уверена в том, что, показывая фильмы из бывших советских стран, даёт шанс зрителям узнать, что же там происходит и как живут люди. По новостным полосам об этом судить нельзя. А что может быть интереснее, чем жизнь простых людей? И если год назад сквозной темой многих фестивальных картин стала ностальгия, то теперь организаторы вооружились мыслью Льва Толстого: «Сколько сердец — столько родов любви».
Сама Елена Хазанова родилась в Москве, а в двенадцатилетнем возрасте родители увезли её в Швейцарию, где она и живёт с 1989 года. Её отец преподавал в Лозаннском университете математику. А Лена училась в киношколах США и Франции. Работала как переводчик, снимала короткометражки. О ней мы узнали в 2006 году на фестивале «Кинотавр» в Сочи, где в конкурсе участвовала её картина «Переводчица».
Снимала она в России и Швейцарии. А среди её актёров были и Александр Балуев с Александром Адабашьяном. Теперь они приехали в Женеву и представляли уже свои картины. Балуев — «Двух женщин» Веры Глаголевой по Тургеневу, а Адабашьян — «Собачий рай» Анны Чернаковой, худруком которой стал. На вопрос, где её дом — в России или в Швейцарии, Елена Хазанова отвечает: «Когда я бываю в России, то не чувствую себя россиянкой, а в Швейцарии — швейцаркой. Но дом мой в Женеве. Это вечная проблема эмиграции. Ты не связан целиком с одной страной. Вот и я не могу сказать, что у меня есть родина».
Сейчас она заканчивает работу над экранизацией романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» с участием Чулпан Хаматовой, Евгения Миронова, грузинского актёра Мераба Нинидзе, более двадцати лет живущего в Австрии. По словам Елены, это фильм о создателе и его творении и о том, где проходит граница, за которой человек может возомнить себя богом. В общем, работа в самом разгаре, но фестиваль от этого не пострадал. Программу собрали отличную.
Оценивало её два жюри. Игровые картины отсматривали швейцарская актриса Марта Келлер, журналист Ги Меттан, теоретик и практик кино Жан Перре, работавший на фестивалях в Локарно и Нионе, актриса и директор театральной школы Натали Ланнюзель.
Год назад документальные картины показывали в информационной программе. Жюри их не оценивало. А теперь их собрали в отдельный конкурс. В документальном жюри — дочь знатока русской культуры Жоржа Нива (год назад он и сам посетил фестиваль в Женеве, посмотрел «Легенду № 17») — Анн Нива. Она журналист, работала корреспондентом в Москве, написала книгу о русских СМИ в период перестройки. Анн прекрасно говорит по-русски и знает нашу культуру. Компанию ей составили тележурналист Жан-Филипп Рапп и документалистка Стефани Аргерих.
Что уж происходило на заседаниях жюри, можно только гадать, но часть наград раздвоилась. Значит, были бурные споры. Так, в номинации «Лучший игровой фильм» победили сразу две картины — переполненная постсоветскими рефлексиями грузинская лента «Слепые свидания» Левана Когуашвили, учившегося в Москве, во ВГИКе у Марлена Хуциева, и эстонская лента «Керту» Ильмара Раага, совсем недавно снявшего фильм о девочках из детдома «Я не вернусь» совместно с Россией и в России.
Приз за режиссуру тоже достался сразу двум молодым нашим дебютантам: Ивану Твердовскому-младшему за радикально-беспощадный «Класс коррекции» и Нагине Сайфуллаевой за «Как меня зовут», события которого происходят в Крыму, куда приезжают две юные москвички.
Спецприза удостоен «Дурак» Юрия Быкова, уже известный в Швейцарии благодаря участию в престижном фестивале в Локарно, где отметили «Серебряным леопардом» прекрасную актёрскую работу Артёма Быстрова.
В документальном конкурсе победили ученики Марины Разбежкиной Дарья Хлёсткина с картиной «Последний лимузин» о легендарном ЗИЛе и Аскольд Куров с лентой «Ленинленд», снятой в Горках, где находится музей Ленина.
Первый фильм разделил Гран-при за лучший документальный фильм с украинской лентой «Сумерки» Валентина Васяновича о слепом мужчине и его немолодой матери. А второй получил награду за режиссуру. Спецприза удостоена россиянка Алёна Полунина за насмешливый фильм «Непал форева», в котором досталось коммунистам, несущим свои идеи на вершины Тибета.
Приз зрительских симпатий получила комедия на тему национальной нетерпимости «Ч/Б» талантливого дебютанта и опытного телевизионщика Евгения Шелякина.
Одна из картин документального конкурса — «Гергиев» — снята швейцарцем Альберто Венцаго, который отправился в турне вместе с прославленным оркестром Мариинского театра по транссибирской магистрали.
Представили публике и большую ретроспективу из фильмов, герои которых прошли все испытания, ниспосланные им судьбой. Причём картины отбирались таким образом, чтобы по ним можно было проследить трансформацию героя в русском кинематографе.
Показ приурочили к девяностолетию «Мосфильма». Представлял ретроспективу генеральный директор старейшей киностудии, кинорежиссёр Карен Шахназаров. В неё вошли «Броненосец „Потёмкин“» Эйзенштейна, «Летят журавли» Калатозова, «Солярис» Тарковского, «Комиссар» Аскольдова, «Начало» Панфилова, «Белый тигр» Шахназарова.
В ретроспективе участвовала и картина Андрея Кончаловского «Асино счастье», больше известная как «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж». И это было особенно интересно, поскольку снимались в ней в основном непрофессиональные актёры, жители Горьковской области, как и в фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»Кончаловского, открывавшем фестиваль в Женеве. В нём задействованы жители архангельских деревень.
Андрей Кончаловский приехать в Женеву не смог, поскольку в тот момент у него были в самом разгаре репетиции спектакля «Эдип в Колоне» по Софоклу в итальянской Виченце. Но зато приехала внушительная команда кинематографистов разных возрастов — от мэтров до молодых из России и других постсоветских стран. Так что у швейцарцев была прекрасная возможность понять, чем же живёт российское кино и не только.
Также по теме
Новые публикации
Пушкин в Страсбурге – в оригинале и переводе 17.04.2024
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан. Илья Голенищев-Кутузов: «Мы – дети России» 16.04.2024
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника. Гагаринские уроки пройдут в 38 странах мира 12.04.2024
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.