EN
 / Главная / Публикации / Не уверен — не запрещай

Не уверен — не запрещай

Георгий Осипов20.10.2014

Как известно, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Пусть отчасти, но это утверждение верно. Судьба одного из самых известных и одиозных запретов в истории России — указа Петра I о запрете каменного строительства везде, кроме Петербурга, — хорошо подтверждает эту мысль.

Вид Невского проспекта. Литография с рисунка XVIII в.Стилистика петровских указов достаточно далека от современной. Всё-таки триста лет минуло — немалый срок для языка! Но некоторые отрывки из них вполне уютно прижились в современном обиходе. Помните? «Подчинённому надлежит иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальника». Или: «Речь в присутствии держать не по-писаному, а устно, дабы дурь каждого была видна немедля». И даже: «Косых и рыжих на государеву службу не брать...

Ровно триста лет назад, 20 октября 1714 года, вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Текст этот не столь известен, как предыдущие. «Понеже здесь (в Петербурге. — Прим. авт.) каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков и прочих художников того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всём государстве на несколько лет (пока здесь удовольствуются строением) всякое каменное строение». Обратим внимание — в Москве тоже. До какого года действовал указ, сведения расходятся. По одним — до 1741 года, по другим — на тринадцать лет меньше.

Мастера глиняной обмазки

Вопрос первый: откуда вырос указ? Ответ очевиден. В рабочей силе низкой квалификации царь-реформатор нужды не испытывал: реформы реформами, а крепостного права никто не отменял. Правда, сотни тысяч безымянных жертв, полёгших на строительстве новой столицы, по большей части являются совсем не художественным вымыслом советских историков — уже в начале XVIII века в России кое-что знали о вахтовом методе. Жертвы, конечно, были, и немалые. Но не гулаговских масштабов: если люди и вправду мёрли без числа, то их надо было и отпевать, и где-то хоронить. Между тем массовых захоронений — похожих, например, на страшные бутовские рвы — в Северной столице не выявлено. А вот квалифицированных мастеров-каменщиков, «муролей», которым нужно было платить, и платить вполне по заслугам, остро не хватало — Русь по-прежнему была по большей части деревянной.

Валентин Серов. Пётр I, 1907 г.И, кстати, на первых порах дефицит кадров ощущался. Ощущался настолько остро, что новоявленные петербуржцы втихую строили деревянные дома, обмазывая стены глиной и раскрашивая их под кирпич. Не без основания полагаясь на то, что царь-государь каждый дом ощупывать и простукивать не станет. Так было или иначе, но через десять лет царский же указ констатировал нехватку кирпича и извести для его кладки уважительной причиной невыполнения царской воли об обязательном строительстве каменных домов в Петербурге...

Вопрос второй: а верил ли сам царь, умом совсем не обиженный, что его указ будет в точности выполняться? Рискну ответить: вряд ли. Потому как и в те времена хорошо знали один из «вечных» законов жизни: свирепость законов российских смягчается необязательностью их исполнения. Как принимали указ, так и отыгрывали назад. В 1718 году разрешили каменное строительство в Кремле (читай: возведение столь милого сердцу Петра Арсенала) и Китай-городе, через два года — дозволили окончить обветшавшие и начатые строением храмы. Одним словом, запрет постепенно спускали на тормозах. И всё же в судьбы некоторых зданий стоит вглядеться попристальнее.

На Дону и на Онеге

«Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». Всё верно — это знаменитое предание о Преображенской церкви в Кижах, переживающей ныне нелучшую пору своего существования. В нынешнем году ей, как и петровскому указу, исполняется триста лет. Для меня она — не только памятник безымянному народному гению, но и «наш ответ Чемберлену». Вы нам — срам (ну как можно всей России запрещать строить дома Божьи?), а мы вам — храм. Конечно, кижская церковь в общих чертах была выстроена до петровского указа. Но уж больно эффектный «перпендикуляр» получается...

От буквы указа не раз отступал и сам Пётр. Политическая целесообразность брала верх. Именно ею руководствовался царь, разрешая строительство — в самый разгар запрета, с 1706 по 1719 годы, — Воскресенского войскового собора на Дону. Пётр лично принимал участие в его строительстве, а в дальнейшем посылал и деньги, и утварь...

Когда откаты не спасают

Церковь Преображения в КижахА уж в провинции-то, тем более в Сибири, на петровский указ и вовсе смотрели сквозь пальцы. Как, скажем, это делал первый губернатор Сибири — с 1711 года — Матвей Петрович Гагарин. Только-только начал обстраиваться, только нашёл для кремлёвских стен, храмов и прочих строений в действительности способного (это ещё скромно сказано) мастера Семёна Ремезова, автора знаменитой «Чертёжной книги Сибири».

Разумеется, Гагарин понимал, что желающие сообщить о его деяниях на самый верх найдутся (и нашлись!), а потому меры принимал, как он считал, самые действенные. Ручеёк подарков, тёкший с берегов Тобола на берега Невы, обратился в могучий поток: фарфор, ткани, драгоценные камни, пушнина, тысячи кедровых деревьев для августейшего сада и даже золото из раскопанных курганов на Енисее и Иртыше... Но Гагарин, как сказал про другого знатного казнокрада Михаил Булгаков, в конце концов окончательно утратил представление о том, где заканчиваются казённые деньги и начинаются его собственные. За что и поплатился: узнав о масштабах хищений, рассвирепевший царь повелел лихоимца повесить. Более полугода его труп — в назидание прочим охотникам до казённого добра — не снимали с виселицы...

Репрессированные в камне

Искушённые люди говорят, что есть в Подмосковье два подлинных и не похожих ни на что каменных чуда. Церковь Знамения в Дубровицах под Подольском — до неё несложно доехать на обычной московской маршрутке. И храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово близ Серпухова. Добраться до него не в пример сложнее, и судьба его куда причудливее — к формальному высочайшему запрету добавилась политика.

Храм Рождества Богородицы в селе ПодмокловоВ том же самом 1714 году село Подмоклово, что над окской кручей, купил князь Григорий Долгоруков и получил разрешение на строительство церкви от митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). Правда, не совсем понятно — до указа или после. Но, как говорят в России, помирать собирайся, а жито сей. «Строительство, осуществлённое московскими каменщиками: сначала артелью Андрея Опурина под наблюдением пленного шведа Лоренца фон Фикина, а с 1718 года — артелью Ивана Каландина под руководством иноземца Андрея Шульца — завершается к весне 1720 года, — пишет известный исследователь серпуховской старины Андрей Пилипенко. — Летом того же года храм был украшен белокаменными скульптурами и рельефами...» Даты говорят красноречивее канцелярских формулировок! 

Правда, очень скоро над окским обрывом задули совсем иные ветры: после смерти мальчика-царя Петра II семейство Долгоруковых попало в жестокую немилость и долгую опалу. В итоге подмокловский чудо-храм освятили лишь при «петровой дщери» — императрице Елизавете — в 1754 году!

Собрат по стройке и судьбам у подмокловского храма есть и в Москве. Сегодня храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами статен, красив и очень эффектен. Совсем не так было в советские времена, когда состояние церкви напоминало об очень нелёгкой её истории. Дело в том, что строилась она на средства царевича Алексея Петровича, и надо же было такому случиться, что нижний её храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами Девяти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия был освящён в тот самый день, 20 (9-го по старому стилю) октября 1714 года!

Понятно, что после загадочной смерти заказчика строительство прекратилось, и высокие духовные лица даже много лет спустя предпочитали ссылаться именно на петровский запрет, хотя тот уже и де-факто, и де-юре не действовал. Тем не менее при тогдашнем въезде в Москву долго возвышались — несмотря на многочисленные прошения прихожан — недостроенная колокольня и летняя церковь, возведённая до уровня верхних окон. Храм закончили и освятили почти через полвека, в 1762 году, уже в екатерининское царствование.

Вот уж воистину — лучше поздно, чем никогда...

Также по теме

Новые публикации

120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
К Международному дню движения Сопротивления в МИА «Россия сегодня» провели круглый с участием российских и зарубежных историков и экспертов. Они рассказали, что представляло собой движение Сопротивления в Европе и почему так важно сохранить память о нём.
Цветаева