EN
 / Главная / Публикации / Русская Венеция

Русская Венеция

Светлана Хохрякова08.09.2014

Жюри 71-го Венецианского кинофестиваля, возглавлял которое композитор Александр Депла, присудило «Серебряного льва» за режиссуру Андрею Кончаловскому. Его картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» участвовала в конкурсе. Главную награду «Золотой лев» отдали шведской картине «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» режиссёра Роя Андерссона, в которой очень неожиданно прозвучала русская тема.

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Реж. А. КончаловскийКончаловский представлял картину в полном одиночестве. Кажется, такого не было ни у кого. Его проход по звёздной дорожке в сопровождении жены, а также министра культуры Владимира Мединского выглядел не очень торжественно. Не хватало радости, которую всегда вносит присутствие актёров. Герои его картины — жители архангельской деревни. Их отсутствие на фестивале Андрей Кончаловский объяснил так: «Было бы неправильно, если бы мои герои оказались здесь. Как если бы я снимал львов или аборигенов Австралии, а потом привёз их на фестиваль. Это было бы неуважение к ним. Они были бы в шоке. Их бы все снимали, они бы выпали из своей реальной жизни. Это бесчеловечно, неправильно. У меня был такой опыт, когда я представлял на Берлинском кинофестивале „Киномеханика Сталина“ и привёз туда настоящего киномеханика Сталина. Он был так потрясён количеством колбасы и сёмги, так много ел, что умер через десять дней».

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Реж. А. КончаловскийФильм рассказывает о жизни сельского почтальона из Архангельской области, а сыграл его реальный почтальон Алексей Тряпицын. С непрофессиональными актёрами Кончаловский уже работал, когда снимал в Горьковской области «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Великолепные пейзажи Архангельской области запечатлел оператор Александр Симонов, работавший с Алексеем Балабановым. Музыку написал Эдуард Артемьев. В фильме снималась только одна профессиональная актриса из Екатеринбурга Ирина Ермолова. Она сыграла одноклассницу главного героя — почтальона Лёхи Тряпицына. Сам метод работы Кончаловского многих заинтересовал в Венеции. Группа приезжала на площадку, не зная, что будет снимать. Скажем, поступала информация, что один из героев — деревенский житель Витя Колобок — пьяненький, и группа бежала его снимать. Как говорит Кончаловский, главное — найти людей, которые представляют интересный человеческий тип. Ему важно было снять кино, в котором зритель не почувствовал бы игры. Впервые, по его словам, он был свободен, прежде всего от денег. Фильм малобюджетный и, по словам режиссёра, сделан на коленке. Он был свободен от сценария, который написал уже во время монтажа картины. По ходу съёмок его создавали сами артисты. И от них, как выясняется, Кончаловский тоже был свободен. Ему важны были люди как таковые. «Я ничего не хотел показать, кроме того, что является сегодня жизнью бывшего русского крестьянина, потому что сегодня класса крестьянства не существует. Показать жизнь этих людей и понять, за что их можно любить», — расскажет он в Венеции. Уже на месте выяснилось, что Алексей Тряпицын живёт недалеко от Плесецка, откуда запускают ракеты. Поэтому в кадре появилась взлетающая ракета. И тут же возникают мысли: с одной стороны — полный развал в деревне, а с другой — освоение космоса. Пожалуй, слишком лобовое сопоставление.

Андрей Кончаловский приезжал в Венецию не раз. В 1962-м он представлял здесь курсовую работу «Мальчик и голубь». Тогда же «Золотой лев» за дебют достался «Иванову детству» Андрея Тарковского, сценарий которого написан совместно с Кончаловским. Полнометражный дебют самого Андрея Сергеевича — «Первый учитель» — участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля в 1966 году. А в 2002-м Кончаловский вновь приехал сюда и получил Гран-при за «Дом дураков».


«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни». Реж. Р. АндерссонВ картине «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» Роя Андерссона появляются русские, разбившие под Полтавой шведов. Причём на экране мы их не увидим. Всё отыграл молодой и самоуверенный король Карл XII, вначале отправившийся воевать, а потом вернувшийся побитым с поля боя. Эта весёлая и умная картина стала своего рода энциклопедией нравов. В любую эпоху глупость, надменность и эгоизм правят миром, и об этом выдающийся режиссёр Андерссон сумел рассказать так изящно и умно, с умеренной дозой театральной условности и одновременно так кинематографично, как вряд ли бы кто-то другой сумел сделать.

Премию Марчелло Мастроянни, которая вручается молодым актёрам, получил юный исполнитель главной роли во французской ленте «Последний удар молотка» Ромэн Поль. Музыку к этой скромной, но тонкой акварельной картине написал живущий во Франции русский композитор Евгений Гальперин.

В «Красной амнезии» китайского режиссёра Вана Сяошуйа, одной из самых сильных в конкурсе, тоже прозвучала русская тема. События происходят в современном Китае, но есть и отсылки ко временам «культурной революции». Пожилая женщина приезжает в те места, где прошла её молодость. Когда-то она работала на фабрике. И теперь, проходя мимо её заброшенных корпусов с глазницами распахнутых окон, она слышит русские песни. Звучат они на китайском языке и по сей день любимы китайцами. Это очень сильная и эмоциональная сцена. Самое интересное, что больше никто не слышит этих песен. Они звучат в голове главной героини.

«Красная амнезия». Реж. Ван СяошуйВ основном конкурсе участвовала картина «Шрам» немецкого режиссёра турецкого происхождения Фатиха Акина. У неё есть и два продюсера с российской стороны — Рубен Дишдишян и Аврам Мовсесян. Акин обратился к до сих пор болевой теме геноцида армян и попытался найти некую точку примирения в этом вопросе. Обычные люди, вне зависимости от того, турки они или армяне, всегда готовы друг другу помочь даже в самые критические моменты вражды народов — вот его мысль. Главный герой Назарет Манукян проходит все круги ада, остаётся жив, на себе испытав ужасы резни. Со шрамом на шее он и проживёт свою многострадальную жизнь. Его забросит в разные страны, вплоть до Кубы. И только в маленьком американском селении он найдёт одну из своих дочерей-двойняшек, чудом уцелевшую. От Фатиха Акина многого ждали, потому как он очень талантливый человек и впервые взялся за такую масштабную картину. Но на этот раз его постигла неудача. Получилось кино в сериальном духе, сплошное папье-маше с совсем неубедительным главным героем, которому страдания и лишения ничего не прибавляют. Как он был молод и красив в самом начале фильма, таким и остался.

Во второй конкурсной программе «Горизонты», где собирают инновационные работы, российских картин не было. Но как минимум в трёх из них прослеживается русская тема. «Президент» иранского режиссёра Мохсена Махмальбафа снят в Грузии и в чём-то повторяет советскую картину «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Один из героев «Президента» — генерал — очень похож на Варлама, которого сыграл когда-то Автандил Махарадзе. События происходят в некоем постсоветском кавказском государстве, где правит диктатор в исполнении грузинского актёра Михаила Гомиашвили. Когда он отправится в путешествие по своей доведённой до развала стране, мы увидим на экране разорённое здание с надписью на русском языке «Школа № 1». Герои исполнят две песни на русском языке. Махмальбаф год назад возглавлял жюри Московского международного кинофестиваля. Он постоянно бывает на территории бывшего СССР. В Таджикистане его все знают. Там он жил и снимал кино и даже помог одной девочке и её семье, обеспечив жильём в трудную минуту. Его «Президент» — универсальная история о власти и её призрачности, о том, что за все деяния приходит расплата. 

«Набат». Реж. Эльчин МусоаглуУченик Марка Захарова, окончивший его мастерскую в ГИТИСе, — Эльчин Мусоаглу представлял в «Горизонтах» картину «Набат». В название вынесено имя женщины, которая остаётся одна в карабахской деревне, которую не может бросить, потому как здесь могилы сына и мужа. За последние годы на территории СНГ, пожалуй, не было ни одной картины, которую бы отличала такая высокая культура кадра. На пресс-конференции режиссёр говорил на русском языке. Он посвятил свой фильм всем матерям мира. Его героиня во что бы то ни стало хочет сохранить свою деревню, в которой никого не осталось. Она зажигает лампады, хотя никого вокруг нет. Как скажет режиссёр, героиня фильма, потерявшая близких, хочет, чтобы её деревня продолжала жить. Актрису искали в нескольких странах — Турции, Узбекистане, Таджикистане. В итоге её сыграла Фатима Мохамед Арья из Тегерана, которая значительно моложе своей героини. Но она прекрасно справилась с ролью, даже не имея возможности много говорить. В картине вообще минимум слов. Мать почти всё время находится в кадре одна, а это рискованная для актёра задача. Интересно, что в одном из разорённых домов, куда заходит героиня, на стене приклеена фотография актёра Вячеслава Тихонова. Отголосок давних времён. Как и пачка из под сигарет «Прима», лежащая на столе безлюдного жилища. Эти детали совсем неслучайны и важны. Во всяком случае, нашим зрителям они о многом скажут.

Одним из самых шумных показов в рамках той же номинации стал фильм «Цимбелин». Снял его Майкл Алмерейда, в начале девяностых экранизировавший «Героя нашего времени» Лермонтова. На этот раз он перенёс в современный американский мегаполис события поздней пьесы Шекспира. В картине снимались и представляли её в Венеции выходцы из СССР: Мила Йовович, родившаяся в 1975 году на Украине в семье советской актрисы Галины Логиновой, и Антон Ельчин — сын знаменитой пары фигуристов Ельчина и Кориной. Он родился в Ленинграде в 1989 году и в полугодовалом возрасте был вывезен родителями в США. Антон представлял в Венеции сразу три картины, он очень востребованный артист.

В программе «Дни Венеции» участвовала картина «Между 10 и 12» Петера Хогендорна, в которой снималась русская актриса Ольга Лужина в роли мамы главной героини Ирины. В 1991 году Ольга переехала из Москвы в Амстердам. Работает там в театре, снимается в кино и даже получила за свою работу специальное упоминание жюри на фестивале в Майами. Во многих картинах разных программ герои ссылались на Тарковского и Андрея Рублёва. Русские имена и темы всплывали постоянно. На них всегда обращаешь внимание, потому как они о многом говорят, когда возникают в мировом культурном контексте.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева