EN
 / Главная / Публикации / Русский язык как пропуск в мир

Русский язык как пропуск в мир

Анна Лощихина01.09.2014

Итак, с 1 сентября и нового учебного года сдача сочинения снова стала обязательным условием для допуска к ЕГЭ по русскому языку. В 2009 году выпускное сочинение было отменено после перехода на обязательный ЕГЭ. Однако из года в год ухудшающиеся показатели итоговых знаний по русскому языку (ЕГЭ) заставили Минобразования и науки РФ пересмотреть своё решение: сочинение возвращается.

Теперь выпускники будут писать сочинение в декабре как этап подготовки к ЕГЭ по русскому языку. По итогам его написания школьников или допустят, или не допустят к единому государственному экзамену по русскому языку. Ученики одиннадцатых классов будут его писать в своих школах, проверять работы будут учителя и приглашённые независимые эксперты по создаваемой системе «зачёт — незачёт». Тот, кто пожелает за сочинение получать начисляемые баллы, необходимые для поступления в вуз, если сочинение в нём квалифицируется как профилирующий предмет, будет иметь право на баллы.

Раннее — среди учебного года — написание сочинения даёт шанс, и не один: в феврале и марте те, кто не удовлетворён итогом или захочет улучшить результат написания, получат возможность пересдачи. Баллы (браться в расчёт будут лучшие из предпринятых попыток) за сочинение засчитают при поступлении в вуз. Правда, это пока предварительные условия и методика учёта и оценки сочинений. Они вместе с процедурами экзамена будут доработаны до 1 октября 2014 года. 

Однако серьёзность и бесповоротность настроя реформаторов демонстрирует новация — заранее известны темы итогового сочинения 2015 года. Точнее, то, что они известны на 1 сентября 2014 года, — это тоже важный штрих. Тем пять: «Недаром помнит вся Россия» по произведениям Михаила Лермонтова; «Вопросы, заданные человечеству войной»; «Спор поколений: вместе и врозь» по произведениям Льва Толстого, Ивана Тургенева, советских и российских писателей; «Чем люди живы» (Фёдор Достоевский, Александр Пушкин, Антон Чехов) и «Человек и природа в отечественной и мировой литературе». Все темы и их творческое обсуждение ведёт созданный при Минобре совет по сочинению под председательством Натальи Солженицыной.

Существенные перемены ждут и сам ЕГЭ по русскому языку. Его некогда едва ли не главную часть — тесты — в 2015 году исключат из ЕГЭ как таковые. Точнее, их исключение из системы единого госэкзамена будет поэтапным. Пока число тестов сократят до половины, а в 2016 году — до двух третей. Так, как это уже сделано по другим предметам: математике и литературе. Причина всё та же: чтобы ЕГЭ учил думать, анализировать и обобщать, а не угадывать. Именно поэтому угадывающая часть ЕГЭ по русскому языку — тесты — будет постепенно ужиматься до одной трети. К такому экспертному заключению учителя, лингвисты и чиновники Рособрнадзора пришли давно, но итоги 2013–2014 учебного года показали: медлить с переформатированием ЕГЭ по русскому языку просто опасно.

Проблема в том, что Минобразования и науки РФ совместно с Рособрнадзором резкое ужесточение условий сдачи ЕГЭ в 2014 году — впервые было использовано видеонаблюдение и рамки металлодетекторов перед входом в аудитории — преподносили не только как элемент прозрачности и безопасности, но и как «элемент равных возможностей». При этом стоимость проведения ЕГЭ для бюджета выросла до 1,2 миллиарда рублей (в 2013 году она составляла 312 миллионов рублей. — Прим. ред.). А на выходе всех ждал ушат ледяной воды: результаты ЕГЭ в 2014 году, особенно по русскому языку, оказались в разы хуже, чем в предыдущем. Средний балл по русскому языку снизился в 2014 году на 1,5 % по сравнению с 2013-м. Как считают эксперты, это слишком много. Причём настолько, что пороговый минимум оценки по русскому языку пришлось снизить на двенадцать баллов, иначе почти 20 % российских школьников могли бы получить «неудовлетворительно». Вслед за минимальным баллом по русскому языку был снижен минимальный порог оценки по математике — на целых семь баллов.

В совокупности неуклонное снижение итогов ЕГЭ по русскому языку и по математике — это диагноз состояния среднего образования в стране. Ведь, согласно правилам проведения Государственной итоговой аттестации, школьник, который не преодолевает минимальный порог по обязательным предметам ЕГЭ — русскому и математике, не получает аттестата о среднем образовании. Вместо аттестата он имеет право только на «волчий билет» — справку об окончании школы, что по факту лишает его возможности в текущем году поступить в вуз.

— Анализ работ ЕГЭ по русскому языку нас беспокоит, — говорит Оксана Решетникова, руководитель Федерального института педагогических измерений. — Итоги 2013 года — повод пересмотреть методику преподавания русского языка и процедуру ЕГЭ по русскому языку. Именно поэтому при нашем содействии при Минобразования создана рабочая группа по совершенствованию преподавания различных предметов, в том числе русского языка. Наша задача — переформатировать сначала преподавание, а затем и сдачу ЕГЭ по русскому языку таким образом, чтобы преподавание и экзамен развивали у школьников базовые навыки — запоминание, мышление, анализ и умение грамотно строить речь.

Как подтвердили «Русскому миру» в Рособрнадзоре, к работе по совершенствованию методики преподавания русского языка подключился недавно созданный Совет по русскому языку при Правительстве России. Одна из рассматриваемых им рекомендаций по обновлению методик преподавания русского языка — «необходимо давать молодёжи больше знаний об исторических, культурных, природных богатствах России и при обновлении методик учитывать контекст меняющегося времени — интернет-технологии, иностранные заимствования, развивающие русский язык, и игровую методику изучения русского языка, особенно на начальных этапах его преподавания».

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева