RUS
EN
 / Главная / Публикации / Что надо знать каждому в России

Что надо знать каждому в России

Георгий Осипов27.08.2014

Подсчёты, пусть и весьма приблизительные, показывают, что на среднестатистический «уезд» Европейской России приходится по десятку Героев Советского Союза. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Однако есть и совсем другие показатели — как, например, в Венёвском уезде Тульской губернии, над которым «золотых звёзд» — более тридцати (!). Пишу в старой административно-географической терминологии, потому как теперешний Венёвский район Тульской области от него по очертаниям несколько отличается. Но даже не в этом суть — «героическая аномалия» налицо, и историкам, как нынешним, так и грядущим, есть в чём разбираться.

Последний предводитель

И начать, пожалуй, им стоит с удивительной книжки — «Что надо знать каждому в России». Невелика она по объёму — всего-то 172 страницы, — но воистину «томов премногих тяжелей». Написал её последний предводитель венёвского дворянства, камергер, князь Алексей Николаевич Шаховской (1855–1921), чей дом доныне сохранился в Венёве. Шаховской — отец архиепископа Сан-Францисского Иоанна и известной мемуаристки Зинаиды Шаховской — не последних фигур русской эмиграции. Книжка вышла в довольно неожиданном месте — типолитографии Санкт-Петербургской тюрьмы (!) — двумя и в совокупности довольно солидными тиражами в 1912 и 1915 годах. Переиздана с сокращениями в Берлине в 1939 году под названием «Что надо знать каждому в русском зарубежье».

До наших дней дожили всего-навсего два экземпляра — в главных книжных собраниях Москвы и Петербурга. Один из них нашёл (и переиздал) руководитель клуба краеведов «Венёвский уезд», историк и журналист Денис Махель. Жанровых аналогий книжке князя Шаховского что-то не припоминается. Уже появившееся где-то определение «учебник патриотизма» верно, но лишь отчасти.

Ведь патриотизм — тема небезопасная: в том смысле, что сделаешь лишний шаг в одну сторону — впадёшь в самый дурно пахнущий «квасной» патриотизм, в другую — окажешься на грани отрицания того, что и князь Шаховской, и миллионы его современников считали единосущной основой государства. «Жизненным опытом предки наши дознались, что главными устоями нашей Родины являются православная вера, царь и Отечество». Шаховской, безупречно проходя по единственно возможной грани, без исступлённого кликушества и мертвенного скептицизма, просто и с достоинством спрашивает: «Когда мы говорим о стране, поступающей справедливо или несправедливо, мы разумеем, что люди, которые её населяют, избирают хороший или дурной путь. Итак, кто же заставляет Россию поступать дурно или хорошо? Кто делает её страной, наполняющей нас гордостью или вызывающей чувство стыда?» И сам же отвечает: «Истинно великой и достойной уважения страна будет только тогда, когда дела её будут почтенны и будут иметь ценность. Если бы Россия поступила несправедливо и употребила своё могущество на то, чтобы незаслуженно вредить другим, то, как бы велика и сильна она ни была, как бы ни была победоносна в войнах и ни благоденствовала в мире, — не было бы ни малейшей причины гордиться ею».

Но Шаховской, как и один широко известный киноперсонаж, знал, что запоминается только последняя фраза — в конце посвящённого патриотизму раздела он прозорливо добавляет: «Я считаю совершенно необходимым указать вам здесь на дурную сторону ложно понятого патриотизма. Патриотизм становится ложным во всех тех случаях, когда он ослепляет вас до такой степени, что вы утрачиваете понимание собственных недостатков и чужих достоинств, когда он порождает враждебность, стремится создать между нами и соседями непреодолимую преграду и убивает в нас всякое чувство доброжелательности».

Шаховской отлично понимает, что подлинный патриотизм воспитывается не занудливыми нотациями и пустопорожними поучениями. Нет лучших в этом смысле учителей, чем отечественные история и литература. А потому все «теоретические» разделы то и дело перемежаются примерами из них (заметно при этом, что автор явно неравнодушен к поэзии Ивана Никитина). Исторические примеры — как общеизвестные, вроде подвига патриарха Гермогена и Бородинской битвы, так и неведомые. Современному читателю — так и вовсе. Скажем, многие знают курортный посёлок Архипо-Осиповка на Черноморском побережье? А в чём, собственно, заключался подвиг рядового Архипа Осипова, в честь которого он назван, и в какую из войн сей подвиг был им совершён? И уж совершенная для всех нас terra incognita — подвиги русских солдат и матросов во время совсем недавней для автора и вчистую забытой потомками Русско-японской войны — как, скажем, подвиг рядового Василия Рябова.

О пользе трезвости и свобод

Не патриотизмом единым жив русский человек — в целом книга Шаховского — это, скорее, учебник по гражданскому воспитанию, по гражданскому обществу, если угодно. И по тому, что принято сегодня называть россиеведением — больше половины книги посвящено чисто фактическим знаниям о ней. Герб, флаг, гимн — понятно. Главнейшие достопримечательности и святыни страны — тоже. Но вместе — и подробный рассказ о работе, скажем, министерства внутренних дел и земства, министерств финансов и юстиции, путей сообщения и народного образования. О том, как вообще управлялась страна сто лет назад. Некоторые отрывки звучат удручающе злободневно — скажем, такой: «Иногда лица, желающие попасть в Государственную Думу, не считают для себя позорным давать избирателям деньги — подкупать их... Продавать счастье и благополучие своей родины — значит наносить вред не только себе, но и всем соотечественникам — ведь они, несомненно, должны пострадать, если в Государственную Думу будут посланы люди не за ум и способности, а потому лишь, что они богаты...» Отдельно, между прочим, приведены росписи всех доходов государства за 1911 год, откуда, кстати, видно, что самые большие расходы приходятся не на военные, а на транспортные надобности — с подробными таблицами цен на железнодорожные билеты по всей России во всех четырёх классах. Представьте-ка себе нечто подобное в современном учебнике для младших школьников!

Некоторые предметы (не в значении дисциплины), описываемые Шаховским, в учебниках для современных недорослей и вовсе представить затруднительно. Например, почему и как надо делать сбережения на старость — с подробным описанием финансовой системы страны. О пользе трезвости — в России вопрос вечный. О том, как работает в России почта — опять-таки с необходимыми расходами. А также — «О свободах», в частности о свободе печати и о силе печатного слова, единственное ограничение которых Шаховской видит в исполнении старинной заповеди: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода моего ближнего».

«Как уже это принято в Америке»

К книге Шаховского прилагаются две его очень интересные записки «О воспитании в школах».

...Вот любопытный отрывок. Откуда он и кто его автор? «Ответы учеников по программным предметам... надлежит признать вполне удовлетворительными, а по арифметике — прямо хорошими. К сожалению, наряду с этим приходится констатировать крайне слабое представление у детей... об отечественной истории и географии. На мой вопрос, с кем произошла битва на Куликовом поле, я ни от кого не мог получить верного ответа». Пишет какой-нибудь современный методист гороно? Да нет — венёвский земский начальник 5-го участка Николай Александрович Пушкин, сын генерала Пушкина и внук поэта.

А Шаховской обобщает: «Общеизвестным крупным недостатком наших сельских школ является то, что они... не оказывают на учеников ровно никакого воспитательного воздействия... Чтобы положить начало... воспитательному воздействию школы, безусловно, необходимо сделать воспитание, как уже это принято в Америке, самостоятельным предметом преподавания... чтобы на него был отведён хоть один определённый час в неделе».

Шаховской после выхода книги, собственно, и стал внедрять свою педагогику во вверенном ему уезде, где начало строиться множество земских школ. В одном из четырёхклассных училищ постигал азы и никому не ведомый тогда мальчонка Вася Чуйков... Результат известен.

Очень символично, что, начав книгу с чуть переиначенного, чеканного афоризма адмирала Нельсона «Россия ожидает от каждого, что он исполнит свой долг», после массы практических сведений Шаховской завершает её главой под многозначительным названием «Душа человека». В ней есть и такие слова: «Дух — это всё. Предки наши убеждали: „Блюдите, чтобы не погасла свеча“. Под свечой тут надо подразумевать горящий внутри нас пламень духа, который просветляет, оживляет и укрепляет нас».

...Разные люди оценили книгу Алексея Николаевича Шаховского по-своему. Император Николай II — лично вручив ему камергерский ключ. Большевики — уничтожением практически всего тиража книги. Будущий маршал, дважды Герой Советского Союза Чуйков — историей всей своей жизни.

А как оценим мы? И оценим ли вообще?

Также по теме



Новые публикации

Фотограф Александр Химушин родился в Якутии, а живёт в Австралии. Его фотопроект «Мир в лицах» (The World In Faces) стал по-настоящему глобальным, охватив десятки народов, в том числе живущих в самых удалённых уголках планеты на разных континентах.  
Не Гарри Поттером единым. Современные российские детские писатели уходят от страшилок и сказок про инопланетян, возвращаясь к школьным повестям и рассказам о детстве. Эту тенденцию зафиксировала литературный критик, член экспертного совета книжного детского конкурса «Книгуру» Мария Порядина. В интервью «Русскому миру» она рассказала, о чём пишут современные авторы и почему дети не перестают читать книги.  
Неординарным выдался летний субботний вечер в Русском общественном центре Брисбена. Двести человек стали не только гостями и зрителями, но участниками долгожданного концерта мужского хора DustyEsky. Хор состоит по преимуществу из коренных австралийцев, но исполняет русские песни.
Чтобы лучше понимать причины сегодняшнего, зачастую негативного отношения к России со стороны Запада, необходимо обратиться к истории. Руководитель поддержанного фондом «Русский мир» проекта по созданию просветительского ресурса «Национальные мифы о России» Светлана Королёва объясняет, как получилось, что миф, сформированный ещё летописцами Средневековья, процветает и в эпоху Интернета.
В минувшие выходные Тотьма  – город небольшой даже по меркам Вологодской области – отметила 880-летие и провела традиционный День русской Америки. Город прославили солеварение и купцы-мореходы, торговавшие в Сибири и Америке. Именно уроженец Тотьмы Иван Кусков основал Форт-Росс в Калифорнии, и сегодня сюда приезжают официальные делегации из США и представители коренных американцев – индейцев.
Коучинг, вейпер, биткоин, опен эйр, лоукостер – что это всё такое? Почему наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык оказался настолько замусорен чужеродными вкраплениями? Почему депутаты пытаются бороться с засильем иностранных слов на законодательном уровне? И почему более спокойны филологи, которым, казалось бы, и полагается первыми бить тревогу?
80 лет назад, 12 августа 1937 года, с подмосковного аэродрома в Щёлково стартовал знаменитый перелет в Америку экипажа Сигизмунда Леваневского. Это была уже вторая попытка лётчика совершить беспосадочный перелёт через Северный полюс – первый потерпел неудачу из-за поломки самолёта. Как и другие арктические экспедиции советских лётчиков, стремившихся расширить границы возможного, тот перелёт до сих пор хранит свои тайны.
Начнём с констатации: спор о том, является ли Россия частью Запада или частью Востока, лишён предметного содержания. За «московский» период своей истории русские именно благодаря некоторой степени (само)изоляции состоялись как полностью самобытный народ. Но поскольку время от времени спорт этот всё же вспыхивает, давайте заглянем в суть вопроса.