EN
 / Главная / Публикации / Праздник важнейшего из искусств

Праздник важнейшего из искусств

Светлана Хохрякова27.08.2014

День российского, а некогда советского кино долгие годы, но с небольшим перерывом отмечается 27 августа. В этот день в 1919 году Владимир Ленин подписал декрет о национализации кинематографа. Многие и не вспоминали об этом историческом факте, но 27 августа все наши кинематографисты считали своим профессиональным праздником, отмечали его не в парадных условиях, а у себя дома, на киностудиях и съёмочных площадках среди коллег. В девяностых годах прошлого столетия кому-то пришла в голову мысль перенести торжества. Дали задание историкам кино, чтобы они выяснили, какой же день в календаре самый подходящий для кинопраздника. В итоге отмечать его решили 28 декабря, поскольку в 1895 году в этот день состоялся первый публичный сеанс братьев Люмьер в Париже. Были предложения праздновать в день рождения первого российского художественного фильма «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова, премьера которого прошла 15 октября 1908 года. Когда борьба идей закончилась, недолгое время отмечали День российского кино 28 декабря. Но кинематографисты упрямо придерживались 27 августа — собирались и отмечали. Спустя время первоначальная дата была им благополучно и официально возвращена.

Многие считают, что сейчас не время торжеств. Несколько лет назад наши классики Алексей Герман и Александр Сокуров чуть было не сорвали телемост между Москвой и Санкт-Петербургом, участники которого пытались рассуждать на тему, как российскому кино выйти из тупика. Закончилось тем, что Герман покинул мероприятие, потому как праздновать ему не хотелось, он хотел говорить о наболевшем. Ситуация в отрасли виделась ему удручающей. Александр Сокуров поддержал коллегу. Он говорил о том, что в стране, где угроблена Свердловская киностудия, где в плачевном состоянии находятся студии на Северном Кавказе и в других городах, а на «Ленфильме» застой, как вообще можно что-то праздновать? С тех пор кое-что изменилось, но в кино, как и прежде, сплошные проблемы. Многие студии в упадке. «Ленфильм» всё никак не придёт в себя. Хорошего кино по-прежнему снимается катастрофически мало. А отечественное кино так и не завоевало прокат.

В Калининграде только что завершился II Фестиваль короткометражного кино «Короче», руководит которым продюсер Сергей Сельянов. Съехались туда режиссёры из разных городов страны, не только из Москвы и Петербурга. На фоне картин ровесников, снятых по всему миру, становится очевидным, как сильно мы проигрываем. У нас начинающие кинематографисты сосредоточены исключительно на бытовых историях и стёбе, снимают про каких-то упырей, в которых и в самом деле отчасти превратилась часть наших сограждан. Всё на уровне анекдота, а серьёзных попыток поговорить о жизни — ноль. Иностранцы же ведут осмысленный поиск, сосредоточены на существенных, общечеловеческих темах. При этом наши дебютанты зачастую работают в экстремальных условиях. Снимают за свой счёт, потому как нигде их не ждут с распростёртыми объятиями. Начинающий режиссёр Алексей Наумов, в прошлом инженер, снял фильм «Толчок» на собственные средства. И получил приз за лучший сценарий на фестивале «Короче». Актёры у него снимались бесплатно, фактически за еду. Выясняется, что многие артисты, особенно молодые, готовы работать на таких началах, поскольку бедствуют, да и начинать с чего-то надо. Печально, что тем, с кем мы связываем завтрашний день российского кино, и предъявить-то бывает нечего. Они не знают, что сказать. Из года в год лучшие умы твердят о необходимости решительно поставить вопрос о подготовке квалифицированных кадров. По словам Сергея Сельянова, нашей киноиндустрии не хватает режиссёров, сценаристов, актёров, представителей других кинематографических специальностей, которые были бы грамотно обучены.

В День российского кино открывается 71-й Венецианский кинофестиваль. Приятно, что в его конкурсную программу вошла картина Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Она рассказывает о реальном сельском почтальоне из Архангельской области. Но это не документальная, а игровая картина. Кстати, сделан фильм с минимальным бюджетом, а снимались в нём, за исключением одной актрисы, непрофессиональные исполнители. Андрей Кончаловский решил выложить свой новый фильм после Венецианского кинофестиваля в Интернет, если поймёт, что у него возникнут сложности с прокатом. Что в такой ситуации говорить о менее маститых режиссёрах? Какой шанс на жизнь у их картин?

Кино у нас снимается, в него даже вкладываются серьёзные деньги. Важнейшим из искусств у нас становится коммерческое кино, хотя само это понятие в российских реалиях весьма приблизительно. Ставка делается на так называемое зрительское и социально и исторически значимое кино. Но его качество оставляет желать лучшего. Вот вышла костюмно-историческая драма Антона Сиверса «Василиса», рассказывающая о Василисе Кожиной, возглавившей партизанский отряд в годы войны с Наполеоном. В главной роли — популярная актриса Светлана Ходченкова в необычном для себя амплуа. Встаёт вопрос: будет ли зритель смотреть такую продукцию? Нужна ли она ему? Выше сериального уровня подняться авторам «Василисы» так и не удалось. Вышел «Поддубный» Глеба Орлова — режиссёра, известного по весьма скромному по художественным достоинствам фильму «Наша Russia: яйца судьбы». Выдающегося борца сыграл Михаил Пореченков, который ради роли Поддубного набрал 25 килограммов веса. Но и этой картине не удалось уйти от сериальности, которая заполонила умы не только зрителей, но и кинопроизводителей. А такой герой был достоин лучшей участи, как и талантливый Михаил Пореченков, которого наше кино использует абсолютно бездарно.

В последние месяцы силы брошены на разрешение вопроса о запрете ненормативной лексики на экране и возможности смягчить новый закон. А то, что на экране царят кромешная безвкусица, сплошная пальба, всепроникающий гламур и полная творческая анемия, мало кого волнует. Ярких художественных идей почти нет. И это куда большая беда, чем использование мата в кино. Фильмов, подобных «Белой белой ночи» Рамиля Салахутдинова, очень мало. И дело не в его совершенстве, а в попытке автора создать живую материю кино, поговорить о человеке в меняющемся мире и о его жизненных приоритетах.

Как бы то ни было, День российского кино никто не отменял. Праздник состоится. Пусть и не в общесоюзных масштабах, как в советские времена, но всё же его отпразднуют широко и интересно. В Москве и Санкт-Петербурге пройдёт Ночь документального кино. В кинотеатрах двух столиц покажут фильмы Виталия Манского, Сергея Лозницы, Марины Разбежкиной, Алёны Полуниной и других документалистов. В относительно новом арт-пространстве московского дизайн-завода Flacon заявлен в этот вечер фильм о ленинградском андеграунде «Тимур Новиков. Ноль объект», посвящённый художественной революции 1980-х. Он о соратнике Виктора Цоя и Сергея Курёхина Тимуре Новикове. Акцию подготовил Международный фестиваль «Послание к человеку». Для всех посетителей вход будет бесплатным. В Саратове решили показать прямо под открытым небом комедию Карена Оганесяна «Подарок с характером» с Михаилом Галустяном в главной роли. Кто-то проявил фантазию и отметил День российского кино нетривиально. Накануне праздника в социальной сети кинотеатров CinemaWell.com прошла премьера фильма «Шкварки» Филиппа Дмитриева, где одну из ролей сыграл Александр Панкратов-Чёрный. Это картина о журналисте, пишущем статьи о маньяке, которого в реальности не существует. И всё ради сенсации. Показ был бесплатным. А кто-то из зрителей получил призы, например 100 рублей на счёт мобильного телефона. Присутствующие на киносеансе могли видеть друг друга и обсуждать фильм через аккаунты в социальных сетях.
Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева