Знай русский! В меру сил или по мере сил? 23.04.2024
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций? Гульвайра Куценко: В России не был потерян ни один народ…
Беседовала Анна Лощихина20.08.2014
О том, какую роль в межнациональных отношениях играют коренные народы, о преодолении разрывов в образе жизни и благосостоянии между коренными и «большими» народами, в интервью порталу «Русский мир» рассказывает член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, глава межрегиональной сети коренных народов России Гульвайра Куценко.
— На Ваш взгляд, в чём сегодня главная проблема коренных народов мира и каковы вытекающие отсюда задачи?
— Привить вкус к государственности. Вернуть народы из страха затворничества и резерваций в цивилизацию, но сохранить самость народов, уникальные языки и культуру. И в этом смысле в России сложилась особая модель взаимоотношений между коренными народами и государством. Благодаря федерации, пусть несовершенной, в отличие от других стран, не был потерян ни один народ, все социальные институты и органы управления народов сохранены и развиваются. За этими народами веками закреплялись земли, чтобы они могли сохранить свою особую культуру и жизненный уклад.
— А как определяется статус народа — коренной он или нет?
— Эксперты ООН полагают, что основных критериев коренного народа четыре: проживание на землях исторического происхождения народа, занятие традиционными видами деятельности, отдельное этническое сообщество и численность не более пятидесяти тысяч человек. В России такая трактовка получила уточнение — коренные малочисленные народы.
— У нас есть примеры развития коренных народов в направлении укрепления их государственного чувства?
— Есть чем делиться Якутии. Там создана законодательная база, реализуются практические меры в сфере межнациональных отношений. Там первыми в России стали появляться национально-культурные объединения, создана Ассамблея народов Республики Саха. Это пример совместного проживания на одной территории в мире и согласии представителей разных народов. Якутия первой учится адекватно реагировать на современные межнациональные вызовы, в том числе между коренными народами. Так, сегодня Сибирь и Дальний Восток медленно, но верно «зеленеют». При этом в пользу радикального ислама, а традиционный находится в непростой ситуации. И вот в Якутии представители традиционных конфессий ведут грамотную просветительскую работу среди населения, особенно молодёжи, в том числе в среде молодёжи коренных народов. Пока межконфессиональный диалог, направленный в том числе на малочисленные народы, несколько необычен для остальной России.
— «Большие» религии по-прежнему конкурируют за паству среди коренных народов?
— Я бы иначе формулировала. Ситуация меняется: коренные народы играют ключевую роль в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Согласно различным опросам, статистика такова: практически отсутствуют конфликты между народами, которые имеют достаточно длительный опыт совместного проживания. Больше действует региональный принцип. Я, например, родилась на Алтае, а алтайцы — это не один, а пять этносов. И часто они говорят не «я алтаец», а «этот наш, деревенский (ая)», а «этот городской (ая)». Понимаете, у большинства коренных народов преобладает не национальная, а региональная идентичность внутри российской цивилизации. Запущенный проект «Лаборатория межнационального содействия» как раз способствует международному и межрегиональному общению между коренными и «большими» народами и религиями, помогая малочисленным осознавать себя, свой язык, религию и культуру в контексте современного мира.
Однако в связи с появлением мигрантов и экспансией радикального ислама стали возникать проблемы, в том числе в межнациональных, в меньшей мере — в межконфессиональных отношениях.
— Разговоры о модном сегодня регулировании потоков мигрантов, их частичной натурализации — тех, кто этого желает, — это реальность или просто благое пожелание?
— Приведу пример. Китайская добывающая компания «Лунсин» в Республику Тыва привезла около шести тысяч китайских рабочих. А ведь в Тыве едва ли не самый высокий в России уровень безработицы. На этих рабочих местах могли трудиться местные жители.
Кто в этом виноват? Мы сами. Наш неэффективный государственный менеджмент. В подобных случаях очень многое зависит от политики региональных властей. Нужно мониторить ситуации и принимать по ним индивидуальные решения, чтобы деятельность добывающих компаний (естественно, не только иностранных) не нарушала традиционный образ жизни местных жителей, чтобы не изымались у местных жителей земли традиционного природопользования, не наносился вред экологии...
— 2014 год ООН объявила годом преодоления материальных и культурных разрывов в образе жизни и благосостоянии между коренными и «большими» народами, разработав специальную программу. В чём её суть?
— Есть в этой программе свои подводные течения. Вот, например, ненцев на Севере насчитается 49 тысяч человек. В кои-то веки, благодаря государственной программе содействия малочисленным народам, их число начало постепенно расти и скоро может выйти за 51, а то и за 52 тысячи человек. И что? Ненцев исключать из коренных малочисленных народов? Уверена — нет. Наоборот, надо расширять программы их интеграции в современную жизнь, но и сохранять их традиционные промыслы и образ жизни.
— Какую роль в этом играет межрегиональная сеть коренных народов «Льыоравэтльан»?
— Организация «Льыоравэтльан» («Настоящий человек») занимается защитой прав малочисленных народов. Мы имеем региональные центры в шести регионах страны, получили консультативный статус при экономическом и социальном совете ООН. Наша самая большая проблема — убеждение представителей коренных малочисленных народов в том, что новое к ним отношение — это не декларация, не откуп, а стремление всё же действительно интегрировать цивилизацию, сохранив при этом их аутентичность.
Также по теме
Новые публикации
Иммануил Кант и его завещание человечеству 22.04.2024
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции русским офицерам. Пушкин в Страсбурге – в оригинале и переводе 17.04.2024
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан. Илья Голенищев-Кутузов: «Мы – дети России» 16.04.2024
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.