EN
 / Главная / Публикации / Мобилизация Порошенко — прогнозируемые перспективы

Мобилизация Порошенко — прогнозируемые перспективы

Виктор Шестаков30.07.2014

Курс официального Киева на силовое подавление восставшего Донбасса наткнулся на ряд серьёзных проблем, среди которых главной оказалась мобилизационная дыра нынешнего, да и прошлого режима.

Ещё Ющенко, взявший курс на союз с НАТО, начал значительно сокращать призыв, а следовательно и численность украинской армии, которая уже славилась своей чрезвычайно слабой боевой подготовкой и унылым обеспечением. Практику Ющенко продолжил и Янукович, напрочь отбивший у молодёжи желание служить. Украина готовилась отдавать территории под защиту евроатлантических сил, а потому хирел не только ВПК, но и технические и человеческие ресурсы.

Майдан привёл к уничтожению боевых подразделений МВД и значительно ослабил спецназ СБУ. Воевать было нечем, но воевать хотелось.

Расчёт на «маленькую победоносную войну» силами национал-добровольцев не оправдался ещё до начала «славянского стояния», а после начались поражения и катастрофы, которые продолжают тщательно скрывать от населения. Но факт остаётся фактом — добровольцы быстро закончились, а две волны призывных кампаний по сути были сорваны. Острая нехватка «пушечного мяса» привела к новой мобилизации, всего лишь за неделю превратившейся в серьёзную проблему режима.

«Или Порошенко слишком уверен в своих силах, или он просто выполняет чужие указания»

Прежде всего, стоит вспомнить исторический опыт подобных мероприятий в России и СССР. Как правило, лихорадочные «военные мобилизации» подрывали режимы гораздо серьёзнее, чем репрессии или головотяпство чиновников. Мобилизация Русско-японской войны способствовала первой русской революции. Мобилизационные наборы Российской империи 1916 года привели в крупному восстанию в Туркестане, вооружённым протестам на Кавказе и Малороссии. Массовые «изъятия мужского населения» фактически привели к неприятию и уменьшению поддержки режима Деникина и Петлюры в Киеве. На мобилизации, проводимые советской властью, население отвечало бойкотами и вооружённой борьбой. В СССР непопулярная война в Афганистане также значительно ослабляла моральную поддержку режима. Ближайший зарубежный опыт войн, будь то Вьетнам или Ирак, лишь подтверждает тенденцию.

Или Порошенко слишком уверен в своих силах, или он просто выполняет чужие указания. Но результатом мобилизации вполне может стать его крах.

«Наткнувшись на мгновенную реакцию "в своих" регионах, власти переносят центр мобилизационной тяжести на центральные области»

Начавшаяся призывная кампания уже привела к резким протестным акциям в наиболее лояльных властям и национальной идее, ради которой войну и ведут, западноукраинских областях. В Закарпатье, Буковине, на Львовщине, Ровенщине уже не просто перекрывают автомагистрали, но и нападают на военкоматы, сжигают призывную документацию, пикетируют государственные администрации и обещают «подумать о судьбе Порошенко». Здесь всё чаще звучит лозунг: «Мы не хотим войны, пусть с донецкими воюют свои донецкие!». Ряд экспертов уже назвали этот феномен «мобилизационным федератизмом».

Наткнувшись на мгновенную реакцию «в своих» регионах, власти переносят центр мобилизационной тяжести на центральные области (Винницкая, Житомирская, Киевская, Полтавская, Черкасская, Сумская, Черниговская), где, как ни странно, воинственные настроения населения ещё достаточно высоки.

Однако и сюда к концу июля стали массово поступать гробы из зоны АТО, что чрезвычайно отрезвляет даже самых возбуждённых войной. Гибель мужей и детей, диссонирующая с победными реляциями придворных щелкоперов Порошенко, вряд ли может популяризовать своеобразную защиту Отечества от своих же сограждан. Протесты уже зафиксированы в Белой Церкви, Фастове, Николаеве.

Первым результатом мобилизации стала кампания «Спаси сына и мужа!». По всей стране начали физически прятать и скрывать своих близких, подлежащих призыву — а это 75 % мужского населения Украины.

Наиболее верным способом остаётся откуп. Цены на «отмазку» от армии взлетели с 1 до 2–2,5 тысячи долларов. Однако проверенное средство натыкается на «люстрационных ищеек» в областных центрах из числа майданных активистов, которые развернули в регионах «борьбу с коррупцией», при этом тщательно скрываясь от призыва. В Полтаве гремит скандал с активистом Андреем Храмовым, который публично обещал «поменять Коломойскому на бронежилеты» местного военного комиссара Павлова, обвиняемого активистами в симпатиях к сепаратистам. А получивший повестку активист Храмов теперь трактует свой призыв как попытку личной расправы над ним…

Вторым способом «уйти от войны» стала отправка мужчин на работу в ближнее зарубежье. Любопытно, что этим зарубежьем является прежде всего Россия.

Массовый приезд в центральные и западные регионы России «незапланированных» гастарбайтеров с Украины уже вызвал тревогу у их конкурентов из стран Средней Азии. Предварительно можно говорить о почти сотне тысяч срочно «выехавших к Путину» украинских граждан.

«Продолжение войны и уход мужчин на войну, по замыслу организаторов, решают ещё одну насущную проблему — надвигающуюся волну безработицы»

Помимо России, увеличился рост отъезжающих в Польшу, Чехию, Словакию, о чём свидетельствуют миграционные службы в этих государствах.

Продолжение войны и уход мужчин на войну, по замыслу организаторов, решают ещё одну насущную проблему — надвигающуюся волну безработицы. За последние полгода на Украине закрылось около двух десятков заводов, гораздо больше находятся на грани полного банкротства. Грядущий социальный взрыв государство собирается решить за счёт войны, как бы цинично это ни выглядело.

Но сокращение мужского населения может привести к краху ряда хозяйственных отраслей — от коммунальной службы до промышленных титанов.

Кстати о цинизме. Сегодняшняя Украина уже давно стала не только хранителем, но и постоянным производителем примеров этого гнусного качества. Главным лозунгом нынешней пропаганды Киева есть сохранение «Єдиної Країни» («Единой страны»). Но войну ведут против своих сограждан, которых СМИ и режим обвинил «в массовой террористической деятельности на украинской территории, что приносит смерть среди мирных граждан, военных, сотрудников боевых формирований и украинских правоохранительных структур на востоке государства». Вот так — две области террористов…

Между тем беженцев из этих областей, людей, опалённых системами залпового огня и фосфорными снарядами, но ищущих спасения внутри «Єдиної Країни», запорожский губернатор Валерий Баранов предложил собирать и отправлять на фронт. «Пусть беженцы пхнутся воевать против своих», — предлагает чиновник. Вопрос только, будут ли теперь эти люди относиться к Баранову и ему подобным с минимальным позитивом?

Расколотое донельзя украинское общество до сих пор имело, казалось бы, часть, скреплённую определёнными идеалами — Майданом и евромечтой. Теперь и она рассыпается на части. Пытаясь остаться другом для Америки, Порошенко и его подопечные становятся врагами или «чужими» для основной массы населения. Таким образом, внутри Украины мобилизация «ради единства» уже серьёзно грозит превратиться в мобилизацию против режима. Кстати, об этом, уже не стесняясь, пишут в своих аккаунтах воюющие на Востоке украинцы.

«Специалисты считают, что наплыв в войска большого количества неподготовленных, и главное — немотивированных солдат и офицеров, приведёт к удручающим последствиям»


Существует ещё один аспект мобилизации — собственно военная целесообразность. Её, по мнению военных специалистов Украины, не существует вовсе. До сих пор остаются нерешёнными острые проблемы с личным составом сегодняшнего дня: нехватка современных видом оружия и средств защиты; нехватка медикаментов, амуниции и средств фронтового быта; даже устаревшая техника не имеет достаточного количества квалифицированного обслуживающего персонала и экипажей; лагеря и базы подготовки находятся на уровне времён развала Союза; острая нехватка квалифицированного среднего командного состава, звена «взвод — батальон» и так далее.

Специалисты считают, что наплыв в войска большого количества неподготовленных, и главное — немотивированных солдат и офицеров, приведёт к удручающим последствиям. Уже не раз звучали предупреждения военных о росте протестных настроений в боевых частях армии, сдерживать которые удаётся лишь их направлением на «горячие участки» или применением карательных группировок националистов.

Мобилизация не сможет решить боевых задач АТО, но обязательно приведёт к росту человеческих потерь. А это непременно станет одним из обвинений, предъявленных режиму. Так может стоит не продолжать войну, а просто её остановить?

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева