EN
 / Главная / Публикации / Очарование русского моряка

Очарование русского моряка

25.06.2014

Когда говорят о моряках, в первую очередь вспоминают о моряках военных. Что, наверное, не столько справедливо, сколько психологически объяснимо. В мире, в общем-то, правят и назначают праздники мужчины. А детские мальчишеские мечты о парусниках, открытиях, путешествиях, морских баталиях и пиратских схватках — эти мечты не вытравишь никакой серьёзной взрослой жизнью. Виртуальная тельняшка у многих под костюмом.

Но сегодняшний праздник не связан с линейными кораблями, битвами флотов и стратегическим мышлением флотоводцев. Сегодня день моряков мирных, гражданских, можно сказать.

День моряка, иначе День мореплавателя (Day of the Seafarer), отмечается в мире 25 июня, начиная с 2010 года. Всего четыре года назад государства — члены Международной морской организации, представленной в ООН, приняли на Филиппинах резолюцию о проведении международного профессионального праздника. Документ особо отмечал: День моряка необходим, поскольку, как мы сказали выше, о гражданских моряках забывают, сосредотачиваясь на праздновании дней военно-морских флотов. Таким образом организация хотела напомнить всему миру о профессии мирной, объединяющей в целом на планете более полутора миллионов моряков.

Тогда же, четыре года назад, Международная морская организация отмечала, что эти полтора миллиона просолённых штормами суровых мужчин и женщин (что делать — феминизация!) осуществляют более 80 % торговых перевозок на земном шаре.

Стало быть, России на этом празднике морской жизни — самое почётное место. Мы, безусловно, держава военно-морская. Но по большому счёту русские военные моряки гораздо больших успехов достигли не в кровопролитных битвах и пиратских разбоях, а в гуманитарном освоении моря.

Великие русские мореплаватели чаще всего были офицерами военно-морского флота. Их всемирные открытия новых водных маршрутов — и в ледовых водах Арктики, и в жарких широтах Тихого океана, — вероятно, были связаны с военно-морской доктриной. Но пользы-то больше принесли, как говорится, народному хозяйству.

Великие географические открытия навсегда вписали имена русских мореплавателей в географию планеты. Семён Дежнёв сумел проплыть от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой на восемьдесят лет раньше Беринга. Иван Крузенштерн первым нанёс на карту большую часть побережья острова Сахалин. Фаддей Беллинсгаузен был руководителем русской морской экспедиции, открывшей Антарктиду — пожалуй, важнейшее открытие русских мореплавателей. Фёдор Литке руководил исследованием Новой Земли и открыл две группы островов Каролинской цепи... Список великих русских мореплавателей велик. И, что не менее важно, этот список не становится почётным перечислением персон прошлого.

Разумеется, сегодняшние исследования морей менее громки, чем в эпоху Великих открытий.

Но разве Фёдор Конюхов, переплывший Тихий океан в одиночку на вёсельной лодке от побережья Чили до Австралии, не достоин титула великого путешественника? Быть может, Конюхов и не открыл новых островов, не описал неизвестные виды морской флоры и фауны — ему грести надо было полгода, не отрываясь от вёсел. Тем не менее открытие возможностей человека, скрытых повседневностью сухопутной жизни, на сегодняшний день, быть может, важнее особенностей брачного периода больших галапагосских черепах.

Мне посчастливилось познакомиться с Фёдором в начале девяностых. Его и сегодня считают чудаком. А тогда... Тогда он ходил на яхте и совершал свои великие маршруты на земле по-тихому, не привлекая общественного внимания.

До нынешней, потрясшей мир экспедиции через Тихий океан было ещё двадцать лет. Фёдор в те годы в одиночку штурмовал восьмитысячники Гималаев и ледяные пустыни Антарктиды. Но, отвечая на странные для него вопросы журналиста: «А зачем вам это надо?», «А сколько вы получите?», старался переводить разговор на морскую тему:

— Представляете, я в 1991-м отплыл из СССР, а зимой 1992-го вернулся уже в Россию...

Рассказать о политических потрясениях в тогдашней экспедиции было, разумеется, некому... 

Сегодня Конюхов известен России, известен миру. Но, поверьте, не жажда славы и наград движет этим удивительным путешественником. Едва просушив тельняшку после трансокеанического маршрута, он заявил, что намерен и на дно Марианской впадины нырнуть, и земной шар облететь без посадки. А как иначе может построить свою жизнь русский человек, отвечавший в своё время на вопрос: «А куда вам писать?» — «Россия, Приморский край, Находка, берег бухты Врангеля, Фёдору Конюхову»...

Впрочем, сегодня, в эпоху Интернета, Фёдор обзавёлся и электронной почтой.

Традиции подготовки мореплавателей в России сильны и непоколебимы. Высшие училища, готовящие будущих специалистов, обязательно включают в программу практические занятия курсантов на учебных судах. Настоящих парусниках, прямо как из мальчишеских снов. В этой подготовке принимает участие и фонд «Русский мир», который открыл уникальный в своём роде проект — Русский центр был организован на борту учебного парусника «Надежда», а затем и на паруснике «Мир».

Парусные энциклопедии рассказывают о «Надежде» следующее. Фрегат был построен в 1991 году в Гданьске, а 5 июня 1992 года поднял российский флаг. Имя корабль унаследовал от шлюпа «Надежда», на борту которого Крузенштерн около 200 лет назад совершил первое русское кругосветное путешествие.

Трёхмачтовая «Надежда» считается одним из самых больших парусников в мире: длина — 110 метров, ширина — 14 метров. Парусное вооружение состоит из 26 парусов, общая площадь которых — 2 768 квадратных метров. Длина грот-мачты — 50 метров. Максимальная скорость «Надежды» достигает 18 узлов, такой скорости может позавидовать совершенно любой парусник (к примеру, граничная скорость знаменитого клипера «Катти Сарк» — 17 узлов).

«Надежда» приписана к Государственному университету имени Геннадия Невельского. В команде корабля 50 человек, но на своём борту судно может принять до 200.

Во время многочисленных походов в портах планеты «Надежда» привлекает на свой борт сотни и тысячи любопытных туристов. Русский центр, организованный на борту фрегата, позволяет экскурсантам не только узнать о самом паруснике, но и погрузиться в мир русской цивилизации.

Успех проекта открытия Русского центра на «Надежде» вылился в его продолжение на борту уже другого учебного корабля — «Мир».

Фрегат «Мир» — самый быстрый парусник на земле. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). В 2010 году «Мир» установил рекорд средней скорости — 11,3 узла.

Трёхмачтовый корабль является учебным судном Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург).

«Мир», как и «Надежда», был создан на верфи Гданьска в 1987 году. Длина судна — 109,6 метра, осадка — 6,6 метра, общая площадь парусов — 2 771 квадратный метр, высота средней мачты — 49,5 метра. Вмещает до 200 пассажиров.

26 апреля 2012 года фонд «Русский мир» открыл на борту «Мира» Русский центр.

Как утверждают парусные справочники, именно «Мир» неоднократно занимал призовые места в самых престижных парусных регатах (включая регату «Катти Сарк»). И даже в 1992 году выиграл большую регату, посвящённую 500-летию открытия Америки.

В заключение нельзя не вспомнить и ещё одно масштабное событие из мира парусных кораблей — Черноморскую регату больших парусников 2014 года. Как сообщал портал «Русский мир», её победителем стала дальневосточная «Надежда». Регата с участием 22 учебно-парусных судов стартовала 30 апреля в Варне, а завершилась в городе славы русских моряков — Севастополе.

Согласитесь, символично, когда в бухту главной военно-морской базы России на Чёрном море друг за другом входят русские мирные корабли. «Надежда» и «Мир»...

Андрей Морозов
Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева