Лекция «Трамвай в Севастополе» прошла в Русском центре
17.03.2014
15 марта в 10:00 в Русском центре Морской библиотеки прошла лекция «Трамвай в Севастополе», на которой присутствовали члены Клуба любителей истории города и флота под руководством председателя клуба О. Г. Доскато.
Олег Глебович рассказал присутствующим в зале о возникновении трамвайной линии в Севастополе. История устройства в городе трамвайного движения интересна тем, что тут он был пущен первым в Крыму.
Подготовительные работы по сооружению трамвая в Севастополе начались летом 1897 года. В конце июня 1897 года инженер-технолог Вольтке проводил изыскания для прокладки рельсовых путей. В начале июля в город доставили котлы для электростанции, рельсы и другие материалы для постройки трамвая. В Германии заказали трамвайные вагоны летнего типа. Управление Севастопольской электрической дороги и электрического освещения возглавил статский советник М. Б. Тургель, главным инженером-строителем трамвая стал П. М. Татарчевский.
Для сооружения центральной станции трамвая городская управа выделила участок земли в Лабораторной балке, у подножия Бомборской высоты. Здесь предполагалось разместить электростанцию, вагонный парк, топливный склад. Подрядные работы выполнял Иоффе. 31 августа в торжественной обстановке состоялась официальная церемония закладки центральной станции трамвая в Лабораторной балке. Здание вагонного парка построили в октябре 1897 года. Это было одноэтажное каменное здание с десятью окнами на фасаде и четырьмя воротами для входа и выхода трамваев. Сооружение электростанции закончилось в августе 1898 года. Эти здания сохранились до наших дней, в них размещаются службы «Горсвета».
29 августа 1898 года провели пробный пуск трамвая по Екатерининской улице (ныне ул. Ленина) и Нахимовскому проспекту. Регулярное трамвайное движение открылось 12 сентября 1898 года. Городская газета извещала: «Началось движение трамвая от железнодорожного переезда в Южной бухте по Екатерининской до кондитерской Мисинского на Нахимовском проспекте с платой пять копеек в один конец».
Трамваи были открытого типа, сиденья располагались поперёк вагона, вдоль него с обеих сторон крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Передняя и задняя площадки трамвая были открытыми. Вагоны оснащались сигнальными звонками и фонарями, имели шторы для защиты пассажиров от солнца и дождя. На каждую из скамеек вагона допускались только четыре пассажира. На передней площадке могли стоять три, на задней — пять человек, находиться на ступеньках запрещалось.
С началом трамвайного движения частыми стали различные происшествия, аварии, несчастные случаи. Извозчики и вагоновожатые конкурировали друг с другом, превышали скорость. Извозчики делали запрещённые обгоны с поворотом в сторону трамвая. При объезде пролёток, экипажей вожатые трамвая умышленно давали резкие, продолжительные звонки. Лошади пугались и шарахались в сторону. В полицейских протоколах появились записи о неисправностях тормозов, сходе роликов с проводов, обрыве проводов и ожогах при этом прохожих.
К 1914 году в Севастополе действовали следующие трамвайные линии: Круговая, Артиллерийская, Лагерная, Вокзальная, Корабельная. Стоимость проезда без пересадок по Артиллерийской линии составляла четыре копейки, на остальных — пять копеек. С 6 до 8 часов утра проезд для всех пассажиров по всем линиям без пересадки был дешевле — четыре копейки. Нижние воинские чины и учащиеся всех учебных заведений платили за проезд по всем линиям три копейки. В 1926 году была построена уникальная междугородняя трамвайная линия в Балаклаву, длина которой составляла 15,22 километра.
В годы Великой Отечественной войны трамвайный парк в Севастополе был полностью разрушен и после войны не восстанавливался. Трамвай на улицах города заменили автобусы и троллейбусы.
Мероприятие закончилось небольшим музыкальным концертом для членов клуба. Звучали песни в исполнении Аллы Бугриной и автора песен и композитора Ольги Кветко.
Анна Гусар,
Русский центр в Севастополе