EN
 / Главная / Все новости / Соотечественники в Мюнхене отметили Всемирный день театра

Соотечественники в Мюнхене отметили Всемирный день театра


03.04.2013

«Не сбываются слова: уходит культура, приходит цивилизация. Культура побеждает!»

Эти слова записал в гостевую книгу Центра русской культуры в Мюнхене «МИР» один из участников заключительного вечера фестивальной программы «Искусство в себе. К.С. Станиславский», посвящённого юбилею выдающегося театрального режиссёра, создателя знаменитой системы актёрского мастерства, вошедшей в мировую культуру под именем системы Станиславского.

Программа всего фестиваля, поддержанного как российским фондом «Русский мир», так и Баварской государственной канцелярией и Управлением культуры г. Мюнхена, была насыщенной и познавательной. Начиная с наполненного страстями вечера-дискуссии «Станиславский и Брехт – антиподы и единомышленники» при участии известного баварского кинорежиссёра Рихарда Бланка, автора книги «Искусство актёра в театре и кино. Страсберг. Брехт. Станиславский», и заканчивая театральным фестивалем соотечественников, на который приехали артисты, режиссёры, драматурги и просто зрители не только из многих городов Германии, но и гости с Украины, из Чехии, Англии, Швеции и Италии.

И тем не менее заключительное мероприятие фестиваля, которое неслучайно было назначено на 27 марта – Всемирный день театра, было чем-то особенным, праздничным и грустным одновременно. Оно словно подводило итог всему трёхмесячному марафону, посвящённому создателю легендарного Московского художественного театра. Но уже само его название «Чехов и Станиславский – звёздный час русского театра» указывало на то, что речь пойдёт не только о выдающемся мастере, но и о тех, кто вместе с ним создавал новый театр, совершал театральную революцию.

Это, конечно, в первую очередь, Антон Павлович Чехов, а также режиссёр Владимир Иванович Немирович-Данченко, благодаря настойчивости которого Чехов после грандиозного провала его «Чайки» на сцене Императорского театра в Петербурге всё же согласился дать совсем молодому, только что открывшемуся в Москве театру свою многострадальную, никем не понятую пьесу. Все они, включая легендарного купца Савву Тимофеевича Морозова (ах, где они сегодня, эти меценаты?!), пожертвовавшего на постройку МХТ полмиллиона рублей, ставили любовь к искусству превыше всего. Именно о любви к театральному искусству и шла речь в этот удивительно тёплый, несмотря на окутанный снегом Мюнхен, вечер.

Татьяна Лукина, драматург и режиссёр вечера, открыла его словами В.Г. Белинского: «…Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей…? …не сосредоточиваются ли в нём все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их...?»

Слова великого русского литературного критика, перевод которых на немецкий язык сделала Ксения Михайловна Антич-Миллер, прозвучали в стенах «Зайдль-виллы», расположенной у подножия знаменитого Английского сада в художественном центре баварской столицы, как молитва.

Их магический тон подхватила гитара, увлекая за собой звуками ласкающих душу старинных русских романсов, и чарующий низкий голос петербургской певицы Наталии Гоноховой, как эстафету, перенял на себя право и обязанность овладевать чувствами зрителя, возбуждать и волновать его.

Сменялись романсы, один за другим проходили монологи на основе писем Станиславского, Немировича-Данченко и Чехова в исполнении актёров Клауса Мюнстера и Карин Вирц, профессор литературы Наталья Робертовна Ребер зачитала небольшой доклад о встрече Чехова и Станиславского, Татьяна Лукина рассказывала о 18-часовом ужине Константина Сергеевича с Владимиром Ивановичем в «Славянском базаре», в результате которого 115 лет назад родился МХТ, и всё это время публику не покидало ощущение праздника.

И ведь действительно, мюнхенский «МИР» праздновал в этот Всемирный день театра сразу несколько юбилеев: 150-летие Станиславского, 155-летие Немировича-Данченко, прошедшее 150-летие Саввы Морозова и, наконец, 115-летие их общего детища – Московского художественного театра.

Надо заметить, что МИРовцам из любого мероприятия удаётся сделать праздник, праздник для участников и праздник для зрителя.

Это отметила и находившаяся среди гостей основательница немецкого общества Ф.И. Достоевского госпожа Эллен Лакнер, приехавшая из Гамбурга.

Преподаватель одной из мюнхенских гимназий, сербка Любица Богданович, записала в гостевой книге «МИРа»: «Ещё один чудесный вечер с "МИРом". И, как всегда, с таким удовольствием уносишь кусочек русской души с собой».

Долголетний шеф киноотдела управления культуры г. Мюнхена доктор Андреас Рост не без удивления отметил, что программа вечера была не только увлекательной, но и во многом познавательной. Факты и тексты, тщательно отобранные Татьяной Лукиной и с великолепным изяществом преподнесённые актёрами, открывали поклонникам русского театра не только из числа баварской публики, но и нам, соотечественникам, много нового и интересного.

И невольно ловишь себя на мысли, как богата наша русская культура великим и неизвестным, вернее, начисто нами забытым, как, например, бессмертные слова Белинского о театре. Низкий поклон тем, кто не даёт нам в суете сует предать забвению то, что создали наши гениальные предшественники.

Так что, перефразируя Виссариона Георгиевича, хочется сказать: «Что же такое, спрашиваю вас, этот “МИР”? О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!..»

Раиса Коновалова, Мюнхен

Фото: Анна Милкова

Метки:
Центр русской культуры МИР, Центр русской культуры МИР, Мюнхен, Всемирный день театра

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева