Патриарх Кирилл: Русские и китайцы – друзья навек и никогда – враги
11.05.2013
10 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начал пастырскую поездку в Китай, сообщает официальный сайт Русской православной церкви. В Доме народных собраний в Пекине состоялась встреча патриарха с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, который подчеркнул, что визит предстоятеля Русской православной церкви в КНР «открывает новую страницу в двусторонних отношениях».
– Если лозунг «Русские и китайцы – друзья навек и никогда – враги» станет частью культуры России и Китая, мы достигнем поставленных перед нами задач, – заявил патриарх Кирилл.
В рамках своего официального визита в КНР Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся на Великую китайскую стену, сообщает МТРК «Мир». Осматривая гигантское сооружение, он выразил восхищение духом китайского народа, благодаря которому был возведён этот монумент, и провёл параллель с освоением Сибири русским народом. «Россия также отмечена великим проявлением силы нашего народа – и в тех войнах, которые мы вели, и особенно в освоении Сибири, которая требовала невероятных усилий, поражала и поражает очень многих людей», – сказал патриарх.
В ходе своего визита патриарх Кирилл встретится с православными верующими в Пекине, в Харбине и в Шанхае, также он совершит богослужения в Покровском храме Харбина и в здании бывшего кафедрального собора Шанхая в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Православие в Китае существует с 1685 года, когда с пленными албазинскими казаками сюда прибыл русский священник Максим Леонтьев. А уже с 1713 года здесь действовала Русская духовная миссия. Есть в Китае и свои православные святые – это 222 мученика за веру, которых убили восставшие ихэтуани (в России это событие известно как «восстание боксёров»). День их памяти в Русской церкви – 24 июня по новому стилю.
В ХХ веке в Китае существовала «Русская Атлантида» со своего рода столицей в Харбине – культурный и духовный архипелаг, образованный после революции русскими эмигрантами, включающий в себя церкви, монастыри, семинарии, богословские институты, лицеи. Но уже во второй половине ХХ века русские эмигранты в основном покинули страну (причём часть харбинской эмиграции вернулась в СССР), а в годы так называемой «культурной революции» были закрыты и разрушены многие православные храмы. Сегодня храмы реставрируются, возвращаются в культурную историю китайских городов. Но в них в лучшем случае устраивают музеи. Между тем в Китае проживают православные китайцы и много приезжих приверженцев православия, в том числе и из России, пишет «Российская газета».
Варвара Кошкина, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»