В Венгрии издан роман об учёбе в СССР в 80-е
Жужанна Димеши, Будапешт
13.09.2021
В сентябре 1985 года 27 наивных венгерских студентов начали изучать русский язык и литературу в Воронежском государственном университете. На момент подачи заявлений они думали, что будут учиться в Москве, Ленинграде или Киеве и готовились стать учителями. Но в соответствии с двусторонними соглашениями о политике в области образования они неожиданно оказались в Воронеже, где столкнулись с такими условиями жизни, которые привели к настоящему культурному шоку. За пять лет учёбы советский строй пал и медленно, но верно ветер перемен унёс карьеру учителя русского языка. Но всё равно пять лет, проведённых в Воронеже, стоили того. Как можно понять суть этого странного противоречия?
Этой задачей занималась Габриелла Шолты в своем автобиографическом романе «Огни пробуждения. Студенты в излучине Дона», опубликованном в 2020 году издательством Напкут. Венгеро-российское общество культуры и дружбы и Русский центр в Будапеште организовали встречу писателя и читателей в Доме наций, которая прошла с аншлагом. Организаторами и модераторами встречи были сотрудник Русского центра Оршойа Санисло и студент-магистр Акош Томо.
Габриелла Шолты рассказала о своём опыте, который лёг в основу романа. Событие тронуло многих. К разговору присоединились не только бывшие однокурсники Габриеллы Шолты, но и другие выпускники советских вузов и студенты-стажёры.
Общий вывод состоит в том, что опыт юности, любви, общественной жизни и развитие умственной деятельности становятся положительным опытом, несмотря на плохие обстоятельства. А контакт с другими культурами, несмотря на все трудности, – неиссякаемый источник внутреннего обогащения, который останется с нами на всю жизнь.
Вопрос о противоречии, конечно, остаётся открытым, так как каждый ответ уникален, но именно это и хорошо. Это значит, что дискуссию можно продолжать.