EN
 / Главная / Все новости / В Паланге завершилась XX Международная летняя школа «Традиция»

В Паланге завершилась XX Международная летняя школа «Традиция»

Екатерина Беляускиене, Паланга
02.07.2020

С 25 июня по 2 июля 2020 года в Паланге состоялась XX Международная летняя школа русского языка и фольклора «Традиция». Школа традиционно проходит при поддержке фонда «Русский мир», Департамента национальных меньшинств при правительстве Литовской Республики, самоуправления города Вильнюса, Россотрудничества.

Участникам школы была предоставлена уникальная возможность общения с лучшими преподавателями фольклора, руководителями детских и взрослых фольклорных коллективов, приехавшими из разных стран. Ежедневно педагоги проводили мастер-классы по традиционному народному пению, хореографии, народному театру, народным играм, декоративно-прикладному искусству, изготовлению элементов народного костюма, русскому языку и многому другому.

В этом году занятия проводили педагоги Андрей Котов, Елена Бессонова, Елена Черменина, Татьяна и Бартош Зачикевич, Юрий Пастушенко, Ирена, Николай и Арина Захаровы, Юлия Малышкина и другие. Каждая возрастная группа работала по специально разработанной программе. В Паланге собрались участники из разных городов Литвы, Польши, Латвии, Эстонии, Норвегии, Германии. Онлайн присоединились педагоги из России и Грузии.

Кроме занятий, участники встречались на вечерах народного танца, участвовали в тренингах по русскому языку и викторинах, выступали в Музее янтаря в Ботаническом парке, знакомились с народными мастерами. Педагоги, заинтересованные в повышении уровня знаний и исполнительской культуры, обучались на семинаре «Методика работы с детскими и молодёжными фольклорными коллективами», участвовали в работе круглого стола «Пути сохранения и популяризации народных традиций в иноязычном окружении», и в результате получили сертификат о повышении квалификации. Для детей и молодёжи это была очередная хорошая возможность подружиться с единомышленниками из разных стран и общаться между собой на русском языке.

Участники круглого стола «Пути сохранения и популяризации народных традиций в иноязычном окружении» сошлись во мнении, что народная культура и в целом искусство и онлайн – вещи несовместимые, так как онлайн-обучение никогда не заменит традиционное, ведь оно воспитывает и формирует не только личность, но и общество в целом.

Несколько отзывов педагогов школы «Традиция»:

Сергей Старостин, председатель правления Российского фольклорного союза, мультиинструменталист, певец, музыкальный продюсер, теле- и радиоведущий: «Вот уже несколько лет подряд я являюсь педагогом летней школы "Традиция" в Паланге. Это незабываемые дни живого общения с участниками и руководителями фольклорных коллективов из многих стран. За многолетнюю обучающую деятельность школы была создана своя уникальная живая среда, в которой происходили настоящие чудеса – когда за минимально короткий срок участники приобретали солидный багаж практических навыков пения и игры на музыкальных инструментах, народного театра, обрядовых действ и традиционной народной хореографии во множестве стилевых форм, постигали народную мудрость комплексно, объёмно. Увы, 2020 год внес существенные коррективы в деятельность школы, ограничив участие многих педагогов очно. Что можно сказать по этому поводу. Дистанционное обучение имеет свои заданные параметры и существенные ограничения, особенно это заметно на фольклорном материале. Мы потому и называем фольклорную традицию устной (бесписьменной), потому что она передаётся и наследуется из уст в уста при непосредственном общении учителя с учеником. Собственно, коллективы и ученики съезжались в Палангу ради живых встреч со своими наставниками – в этом был основной смысл. Заряда знаний, эмоций хватало на целый год. Перевод этого общения в удалённый формат лишает смысла существования обучающих школ, т.е. убивает на корню саму идею. Ко всему прочему можно добавить и то, что самые продвинутые дистанционные технические средства не позволяют в необходимом качестве передавать содержание живого звука, интонации, а уж тем более создавать в онлайн-режиме совместное музыкальное взаимодействие, ради чего, собственно, и существует традиционная культура».

Татьяна Зачикевич, этномузыколог, многолетний научный сотрудник Лаборатории фольклора Национальной академии Украины им. П. И. Чайковского, участница легендарного фольклорного ансамбля «Древо», руководитель ансамбля «Дичка», в настоящее время проживающая в Польше: «Традиционный метод обучения фольклору – передача из уст в уста, буквальное следование за лидером. Как говорят сами народные исполнители, «пение вослед». Для этого необходимо хорошо чувствовать партнёра, настроиться на его вибрации, тонко чувствовать напряжение его голоса, угадывая направление выбранного мелодического варианта, чтобы в конечном итоге суметь к нему подстроиться. Это умение является основополагающим в фольклоре, самой природой которого является импровизация. Обучение онлайн может предложить только готовые окаменелые структуры, сложение которых никак не отражает сущности фольклорного пения, как живого изменяемого организма. В школе «Традиция» дети и молодёжь получают колоссальный опыт слышать и подстраиваться друг к другу в спонтанно создающихся группах, сотворить и импровизировать, а не только пользоваться готовыми конструкциями. Кроме того, иностранным участникам школы предоставляется потрясающая возможность познания русского языка и культуры во всём разнообразии форм и диалектов».

Андрей Котов, руководитель ансамбля древнерусской музыки «Сирин»: «Поздравляем организаторов, педагогов и участников Летней творческой школы «Традиция» со столь солидным юбилеем, 20-летием! Школа «Традиция» является для меня показателем профессионального и эффективного подхода к организации и проведению творческих мастер-классов. За время проведения школы здесь сложился очень хороший коллектив преподавателей, куда входят ведущие мастера в различных областях традиционной культуры, и этот коллектив постоянно обновляется. Руководители – Ирена и Николай Захаровы сумели объединить в единое целое певческую, танцевальную, прикладные составляющие народной традиции, русскую традиционную духовную музыку, народный театр. Для педагогов невероятно ценна возможность общения, обмена информацией, тёплая, семейная атмосфера. Дети, взрослые ученики школы постоянно находятся в творческой среде, где занятия сменяются отдыхом, общими праздниками, танцами и играми. Каждый участник школы имеет редкую возможность комплексного обучения на основе подлинной аутентичной русской традиции. Хочется отметить, что онлайн-обучение, которое в силу непреодолимых обстоятельств использовалось в этом году, ни в коем случае не может заменить собой живого творческого общения между учителем и учеником. В особенности это касается исполнительских жанров, такие как пение или танец.

Одна из главных задач искусства и традиционного искусства, в частности, это создание возможности сотворчества, совместного проживания в пении, танце, глубокого творческого общения. Никакие, даже самые современные технические возможности интернета принципиально не позволяют даже приблизительно воссоздавать такую среду. Хочется надеяться, что в будущем мы сможем вернуться к традиционным формам обучения и погружения участников школы в народную культуру».

Николай Захаров, директор Вильнюсского центра русского фольклора, руководитель ансамбля «Аринушка», учитель-эксперт, организатор летней школы «Традиция»: «Отрадно, что, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, педагоги стремятся к обмену опытом, обсуждению сложностей, возникших в условиях дистанционного обучения, а фольклорные коллективы стремятся к творческому росту. Мне кажется, что крылатое выражение "Забудем традиции – потеряем себя" как нельзя лучше отражает суть летней школы, поскольку культура (если она стремится сохранить свою жизнеспособность) всегда опирается на лучший, позитивный опыт предшествующих поколений, в этом и есть преемственность, то есть традиция».

Ирена Захарова, директор Центра фольклора и этнографии национальных меньшинств Литвы, руководитель Школы славянской традиционной музыки, руководитель ансамбля «Аринушка», учитель-эксперт, организатор летней школы «Традиция»: «Благодаря усилиям педагогов школы выросло не одно поколение творческих, инициативных, всесторонне развитых, способных работать в команде детей. Именно воспитание на материалах и принципах народной традиционной культуры способствует формированию человека созидающего, творящего, уважающего историю и традиции своих предков. Кроме того, те ребята, которые не один сезон являлись участниками школы, отличаются действительно высоким уровнем исполнительского мастерства. Думается, что чрезвычайно важные функции школы – наладить диалог культур и диалог поколений».

Мнение одного из родителей учеников школы «Традиция»: «Для наших детей это огромный, ни с чем несравнимый, опыт. Это познание мира, расширение кругозора. Это обучение у прекрасных педагогов, которое даёт нам и нашим детям более глубокие знания в области традиции и фольклора, раскрывает секреты мастерства. Мы и наши дети должны осознавать себя как сильную и интересную нацию с глубокими корнями. Находясь в обществе людей, знающих и пропитанных любовью к традиции, умеющих передавать это другим, мы узнаём больше для себя и делаем большое благо своим детям. Ведь педагогический состав – не только мастера своего дела, но и очень интересные, увлечённые люди, передающие свою энергетику другим. Даже наши самые маленькие участники ансамбля, не понимая этого ещё умом, понимают сердцем. Дети, приезжающие из разных городов Литвы и зарубежья, знакомятся друг с другом, вместе учатся, делятся опытом, играют, общаются в неформальной обстановке, объединённые общей любовью к фольклору. Потом ждут встречи через год. Школа проходит буквально на одном дыхании. Кульминация всего – концерт, показывающий, как многому мы научились за такой короткий период. Поэтому огромное спасибо нашим педагогам. Спасибо всем, кто поддерживает и помогает. Это очень нужное, интересное и важное событие!»

Метки:
грант, фестиваль, фольклор

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева