EN
 / Главная / Все новости / «А что вы знаете о войне? Есть ли в вашей семье героические предки?»

«А что вы знаете о войне? Есть ли в вашей семье героические предки?»

Нателла Якимов, Нюрнберг
13.05.2020

В Субботней школе и Лицее русского языка Русского центра в Нюрнберге продолжился марафон онлайн-уроков памяти и мужества, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом учебном году в школе проходят обучение 160 детей в возрасте от 4 до 16 лет. На уроках ребята узнавали о тяжёлых военных временах, судьбоносных битвах, о подвигах военных, о жизни в тылу, о городах-героях, о трудном детстве, которое выпало на годы войны, о Параде Победы и акции «Бессмертный полк». Многие учителя рассказали истории из жизни своей семьи, показали фотографии своих дедушек и бабушек, воевавших и погибших на фронтах войны, показали их письма и награды.

В старших классах лицея учителя обратились к ребятам с вопросом: «А что вы знаете о войне? Есть ли в вашей семье героические предки?»

И на такой урок воспоминаний в классе «Чайка» к ребятам присоединились их мамы. Два часа в режиме видеоконференции её участники делились своими знаниями, воспоминаниями, впечатлениями, читали стихи военных поэтов Константина Симонова и Юлии Друниной. Звучали знаменитые военные песни. Ребята также познакомились с интересными фактами создания Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которую он написал в блокадном Ленинграде в 1941 году, и послушали отрывки из неё. Они узнали и о знаменитом «голосе» Великой Отечественной войны, принадлежавшем Юрию Левитану, диктору Всесоюзного радио. Все четыре года войны он зачитывал военные сводки и приказы. Именно Юрию Левитану, благодаря его уникальному тембру голоса, было доверено на всю страну объявить по радио радостную новость о том, что взят Берлин, и наступила Победа. На уроке говорили и о впечатляющих цифрах погибших военных и мирных жителей за время войны.

Но самой главной и важной информацией, прозвучавшей на уроке, были рассказы детей и их матерей о своих родных – участниках Великой Отечественной войны. Для этого им пришлось поднять свои семейные архивы, искать материал в открытых источниках, звонить другим родственникам, узнавать новые подробности из жизни дедов и прадедов. Ребята держали портреты своих прадедушек и прабабушек, и с гордостью делились фактами из их героического прошлого. Как оказалось, в каждой семье было, что вспомнить и о ком зажечь свечу Памяти. На онлайн-уроке была объявлена минута молчания, и в руках всех её участников горела свеча. Урок провели наши учителя русского языка Зинаида Шнайдер и музыки Светлана Кулик.

Тематические уроки, посвящённые Дню Победы, прошли и в самых младших классах лицея – в «Берёзке» и «Ромашке». Класс «Берёзка» – это наши первоклашки, они только начали изучать русский язык, но многие уже услышали, что сейчас празднуется День Победы. Их учитель русского языка и классный руководитель Наталья Вернер рассказала об истории этого праздника, как его отмечают во всех странах мира. А ещё ребята познакомились с героем поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин» и послушали отрывки из неё. Эту книгу Александр Твардовский, знаменитый советский поэт и писатель, написал в 1942 году, и сразу же после её публикации поэма приобрела всенародную популярность. Солдаты с нетерпением ждали её продолжения, учили наизусть отрывки, в карманах своих гимнастёрок хранили вырезки из газет. Поэтому поэму неоднократно перепечатывали тогдашние газеты, а по Всесоюзному радио её читал даже Юрий Левитан.

На примере этого героя Наталье Вернер было проще рассказывать детям о солдатах войны. Она читала отрывки из поэмы, в которых показывается, каким был сильным, смелым и находчивым этот простой рядовой Василий Тёркин.

В память о погибших солдатах поэт Расул Гамзатов написал песню «Журавли», которую ребята послушали на уроке, разобрав новые слова и обсудив символ белых птиц в небе. Но чтобы не заканчивать урок на грустной ноте, Наташа со своими первоклашками и с помощью родителей смастерила праздничные открытки к 9 мая.

В классе «Ромашка» – это наши второклассники – ребята сами рассказали о важной роли Победы, послушали и спели песню «День Победы». А потом получили интересное задание – текст песни, в которой надо было вставить пропущенные глаголы. Ребят из класса Наталья Вернер уже ранее познакомила с творчеством Александра Твардовского и с поэмой «Василий Тёркин». На уроке же они должны были прочитать по одному четверостишью из некоторых глав и найти в них глаголы. Вот так, на примере интегрированного урока русского языка и урока памяти, ребята выучили не только новые слова и правила грамматики, но и получили возможность прикоснуться к истории Великой Победы.

День Победы очень ждали и ребята из класса «Радуга», и 9 мая они со своим учителем русского языка и классным руководителем Ириной Ритц продолжили обсуждать тему тяжёлого детства в военные годы. Ирина нашла стихи, которые написали ровесники ребят из российских школ. Эти детские стихи они посвятили своим прабабушкам и прадедушкам, на детские годы которых пришлась война. Всем им пришлось с ранних лет работать – собирать в поле хлебные колоски, работать на земле, вязать варежки и носки для солдат. У них не было настоящего детства, но и они приближали долгожданную Победу. Благодаря этим примерам, написанным простым детским языком, ребята из Нюрнберга поняли, что придавало сил советским воинам.

Одним из таких солдат был прапрадедушка девочки из класса по имени Шарлотта. Она рассказала про своего прапрадедушку Тришина Семёна Романовича. На фронт он и его четыре брата ушли из родного села Покровка в Омской области. Рядовой Семён Тришин дошёл до Сталинграда, участвовал в тяжёлых сражениях за город и в одном из боёв был ранен в спину, долго лечился в военном госпитале и потом вернулся в родные края тяжело больным человеком. Но спасла и выходила его прапрабабушка Шарлотты Аксинья. На онлайн-уроке присутствовала и мама Шарлотты, правнучка Семёна и Аксиньи. Она рассказала о послевоенной судьбе своего прадедушки. Благодаря своей жене он смог встать на ноги и овладел новой профессией, стал шорником, шил своим сельчанам добротную обувь. За свой подвиг под Сталинградом прапрадедушка Шарлотты Семен Романович Тришин был удостоен медали «За отвагу». А вот четверо его братьев так и не вернулись с войны. Мама Шарлотты Натальи Лауш опубликовала воспоминания про своего прадедушку в виртуальном Бессмертном полку. Вот так, на примере одного человека, одноклассники Шарлотты узнали о подвигах рядовых солдат, которые прошли всю войну и дошли до Берлина. А в Берлине они не мстили немцам, наоборот, спасали немецких детей, вынося их из-под пуль и бомбёжек, кормили местных немцев.

Ирина Ритц продолжила свою видеопрезентацию и ребята из её класса виртуально перенеслись в современный Берлин, в знаменитый Трептов-парк. На высоком холме стоит памятник советскому солдату с девочкой на руках. Он был открыт 8 мая 1949 года. Вся скульптурная композиция увековечивает память воинам Советской армии, погибшим при штурме Берлина. Надписи по-русски и по-немецки: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества». О подвигах советских солдат по спасению детей в Берлине Ирина прочла ребятам стихотворение Георгия Рублева «Это было в мае, на рассвете». Проанализировав значение слова «мир», дети поняли, как же он нужен и важен для всех. Во время урока было решено сделать праздничную аппликацию, где главное место занимают белые голуби. А после урока эти яркие картины с символом мира и счастья украсили дома детей.

Разнообразными и насыщенными получились все 15 онлайн-уроков, посвящённые Дню Победы. Большую подготовку провели и учителя, и дети, а также их родители. Проведённые уроки помогли ребятам, живущим в новом столетии, во времена далёкие от Великой Отечественной войны, почувствовать эпоху трагических 40-х годов прошлого века, понять необходимость сохранения мира на всей земле, сохранения благодарной памяти о тех, кто победил фашизм и принёс освобождение народам.

Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Нюрнберге, 75-летие Победы, Великая Отечественная война, дети

Новости по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева