Достоевский: за и против
Вера Фролова, Бельцы
16.03.2017
14 марта 2017 года в Русском центре Бельцкого государственного университета им. А. Руссо прошло открытое занятие со студентами II курса, посвящённое роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В нём участвовали 35 лицеистов 11–12 классов, учителя высшей дидактической степени Н. Курячая и С. Рыжкова, преподаватели филфака, председатель дидактической комиссии филологического факультета А. Новак.
Доцент кафедры славистики Татьяна Сузанская предложила студентам и лицеистам в качестве отправной точки анализа романа нетрадиционный подход к творчеству классика – взгляд В. Набокова, который характеризует Достоевского в крайне полемическом ключе. Участникам занятия необходимо было либо согласиться, либо оспорить мнение В. Набокова, при этом поразмышлять о критериях искусства, о прекрасном и безобразном, о достоверности романов Достоевского, их диалектике, рассмотреть композицию произведения, идейное содержание, проанализировать полифонию образов героев романа, осмыслить значимость христианских идей в произведениях писателя.
Студенты и лицеисты следили за логикой преподавателя по интересной слайд-презентации, начинающейся с полемичных слов В. Набокова: «…Не скрою, мне страстно хочется Достоевского развенчать» (В. Набоков «Лекции по русской литературе»). Дискуссия на занятии чередовалась с эвристической беседой с чёткой и логически выстроенной системой вопросов, отражённой в презентации. Задания носили проблемный, побуждающий к размышлению характер, стимулировали к обмену мнениями и обсуждению. Преподаватели факультета, присутствовавшие на занятии, наравне со студентами погрузились в атмосферу живого научного поиска и принимали участие в дискуссии.
Среди отличившихся – студентки Ирина Белибова, Ольга Балан и лицеист 11 класса Никита Дорожняк. Музыкальным сопровождением занятия стали произведения любимого писателем Бетховена, а зрительские впечатления присутствующим дал фильм «Преступление и наказание», поставленный в 2007 г. режиссёром Светозаровым. Несмотря на волнение студентов и неожиданность трактовок Достоевского для учителей и лицеистов, занятие прошло в атмосфере сотрудничества и совместного научного поиска. Лицеисты получили возможность познакомиться с особенностями филологического анализа произведения в вузе с его информативным, дискуссионным, базирующимся на сопоставлении различных точек зрения наполнением. Думаем, что сегодня подобное сближение университетского и лицейского образования весьма актуально.