Как приобщить молодёжь к чтению, выясняли в Калуге
Редакция портала «Русский мир»
23.11.2016
18–19 ноября 2016 г. в Калуге чествовали лауреатов и победителей Всероссийского проекта «Территория творчества. Фанфикшен – сочинение для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями». Организаторами проекта стали несколько замечательных неравнодушных людей из Калуги и Санкт-Петербурга, которые задумались над тем, почему ученики не очень любят читать и как сделать так, чтобы они полюбили это занятие. Реализация проекта осуществлялась при поддержке фонда «Русский мир».
Основная идея проекта заключалась в приобщении подростков к духовным ценностям русской и зарубежной культуры. Организаторы хотели, чтобы современные школьники познакомились с новыми способами чтения художественных произведений в рамках школьной программы по литературе, получили опыт необычного литературно-художественного творчества и, в конечном итоге, переоценили роль и значение книги в своей жизни. Перед участниками проекта ставилась задача написать творческое сочинение в жанре фанфикшен по мотивам какого-либо художественного произведения, изученного в рамках школьной программы по литературе. Почему фанфикшен привлекает ребят? Ответ прост: школьники хотят исправить грустный финал или рассказать предысторию понравившегося героя, расширить какой-нибудь эпизод или смешать два любимых произведения. А обычное школьное сочинение их не очень устраивает, поэтому они спасают Муму, оживляют Ромео, пытаются обвенчать Дубровского и Марию Троекурову, возродить наш мир, не наступив на бабочку, помочь Гарри Поттеру и многое другое.
География участников проекта сопоставима с просторами нашей страны. В проекте участвовали 237 школьников из Москвы и Санкт-Петербурга, Белгорода и Ярославля, Магнитогорска и Екатеринбурга, из Алтайского края, Челябинска и Калуги и других замечательных мест России. Победители и лауреаты были приглашены в Калугу на торжественную церемонию закрытия.
В первый день участников проекта приветствовали Сергей Волков, председатель Всероссийской олимпиады школьников по литературе, главный редактор журнала «Литература», Татьяна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и писатель-краевед, член Союза писателей РФ Юрий Холопов. Главное, о чём говорили они в своём приветствии, чтобы ребята не прекращали писать, а значит, и читать. Чтение даёт пищу творчеству, помогает развивать и постоянно пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, правильно формулировать и излагать свои мысли, развивать творческое мышление, фантазию. Книги придают нам сил, мотивируют на новые свершения и покорение новых вершин.
Ребята, участники конкурса, рассказывали о своих мыслях по этой же проблеме: почему необходимо читать, как сделать уроки интереснее, а общение с родителями незабываемым.
В рамках программы был запланирован ряд мероприятий, одним из ярких стал читательский слэм. Тема – самый интересный и необычный опыт прочтения книг. Участники – школьники и педагоги. Главная задача – убедить аудиторию, что представленный мини-проект лучший. Ребята рассказывали о необычных способах прочтения книг, так, в Санкт-Петербурге любят читать в необычных местах, например в школьной подсобке или с фонариком в темноте. Многие ребята с удовольствием сами создают буктрейлеры, желая заинтересовать своими любимыми произведениями друзей и знакомых. В некоторых школах есть книжные полки по обмену, если ты захочешь что-то прочитать с такой полки, то принеси другую книгу взамен. Учителя тоже не отставали от своих учеников, они рассказывали, что читать можно на всех уроках, даже на музыке, тем более что многие музыкальные произведения написаны по мотивам известных литературных.
После подведения итогов конкурса подошло время торжественного награждения лауреатов и победителей. Помимо диплома Всероссийского конкурса, каждый участник получил замечательную книгу.