EN
 / Главная / Все новости / «Русская Бавария» в Октябрьский праздник пива в Мюнхене

«Русская Бавария» в Октябрьский праздник пива в Мюнхене

Раиса Коновалова, Мюнхен
05.10.2016

«Русская Бавария» – так назывался двухдневный литературно-исторический фестиваль общества «МИР», познакомивший как коренных жителей, так и гостей города с историей россиян, которых судьба  забросила в эту южную часть Германии. Фестиваль, проходивший при поддержке фонда «Русский мир», Мюнхенской городской библиотеки, Баварской государственной канцелярии, департамента по международным связям г. Москвы, а также почётного консула РФ в Нюрнберге Николауса Кнауфа, состоял из 10 самостоятельных тематических мероприятий.

Несмотря на проходящий в это время праздник пива – Октоберфест – залы были заполнены публикой. Большинство из пришедших впервые узнавали факты из истории своего края, и тем более – из истории российско-баварских связей.

Мало кто из баварцев слышал имя Ф. И. Тютчева, хотя великий русский поэт прожил здесь более 20 лет и его памятник стоит с 2003 года в центре города, в Саду поэтов. Докладом бывшего советника баварского министерства культуры Гертруд Чоп «Я помню время золотое… Ф. И. Тютчев в Баварии» открывался фестиваль. Госпожа Чоп, которая уже много лет является членом общества «МИР», очень живо и интересно рассказала о мюнхенских годах великого русского поэта. Она остановилась также на судьбе его дочерей, рождённых в Мюнхене и учившихся в бывшем Королевском институте благородных девиц – Макс Йозеф-Штифт. Сейчас это единственная в Баварии женская гимназия, в которой в 2013 году, в год 200-летия со дня её основания, общество «МИР» совместно с Тютчевским музеем из подмосковного Мураново устроили выставку, посвящённую поэту и его дочерям.

После доклада впервые в Мюнхене был показан документальный фильм «Тютчев. Портрет» (1992, Лентелефильм), в котором свою оценку великому поэту давали Юрий Лотман, Лев Копелев и Эрих Франц Зоммер. Немецкий дипломат д-р Зоммер в соавторстве с коллегой Зигфридом фон Ностицом (оба были членами общества «МИР») перевёл многие произведения Тютчева на немецкий язык. На показе присутствовал режиссёр фильма, также член общества «МИР» – Роман Черняк.

Следующая тема была посвящена единственному династическому браку между Романовыми и Виттельсбахами – династией баварских королей. Под названием «Баварский зять для Николая Первого» таилась история любви и брака великой княжны Марии Николаевны и Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, являвшегося сыном Евгения Богарне (пасынка Наполеона Бонапарта) и баварской принцессы Августы, дочери первого баварского короля Максимилиана I. Наполненный лирикой, юмором и немного грустью рассказ был тонко и артистично представлен замечательным актёрским составом общества «МИР»: Ниной Бернройтер, Артуром Галиандиным и Михаэлем Черновым.

Мероприятием, с трудом вместившим всех желающих попасть в зал, оказался документально-художественный фильм о русской художнице Марианне Верёвкиной немецкого режиссёра Стеллы Тинберген. 

Ученица Ильи Репина, получившая в России имя «русский Рембрандт», а в Германии – «баронесса фон Верёфкин», входившая в знаменитое художественное объединение «Синий всадник», имеет в Мюнхене, где она прожила около 20 лет, много поклонников. При содействии общества «МИР» активисты центрального района города Максфорштадт добились от городских властей, чтобы дорога, проходящая рядом с Пинакотекой Модерна, с 2002 года носила имя Marianne von Werevkin-Weg.

Опасение, что тема «вождя революции» Владимира Ильича Ленина и его пребывания в Мюнхене мало кого заинтересует, не оправдалось. И здесь мюнхенцам было любопытно узнать, каким образом русская революция была связана с их городом. С удивлением многие встретили весть, что Ленин не только около двух лет прожил в Мюнхене, но и «родился» здесь, впервые подписавшись под одной из своих статей псевдонимом «Ленин». В столице Баварии он жил под именем господина Майера из Сибири, подпольно выпуская с соратниками газету «Искра», доставляемую потом нелегально в царскую Россию.

Примечательно, что все дома, в которых жил в 1900–1902 гг. Владимир Ленин, а у него было не менее трёх мест проживания в Мюнхене, сохранились до наших дней. Но ни на одном из них нет памятной доски, говорящей о том, что здесь когда-то проживал лидер революции. В начале 70-х годов памятная доска висела на доме 46 на Кайзерштрассе. Но потом её разбили злоумышленники, которых так и не нашли, и теперь её остатки хранятся в подвале этого дома по воле сердобольных жильцов.
  
Много удивительных историй собрал за 25 лет своего существования «МИР». И некоторыми из них МИРовцы поделились в дни своего фестиваля со зрителями.

О загадочной судьбе Fräulein Unbekannt – Анне Андерсон, могила которой находится в местечке Зеон (Вехняя Бавария) на русском православном кладбище, на территории бывшего владения герцогов Лейхтенбергских, рассказал председатель мюнхенского фонда композитора Александра Глазунова Николай Воронцов. Он является обладателем одного из крупнейших архивов в мире, связанных с этой персоной, при помощи которого неоспоримо доказано, что Анна Андерсон, в замужестве Манахан, она же Франциска Шанцковская, была самозванкой, выдававшей себя за  великую княжну Анастасию, дочь последнего российского императора Николая II. 

И тем не менее её завещание с просьбой быть похороненной в склепе баварских потомков великой княжны Романовой, а именно герцогов Лёйхтенбергских, никто не посмел нарушить. 

Намного печальнее история 53-х русских военнопленных, рассказанная актёром Клаусом Мюнстером и историком Дмитрием Милинским. Она, как и большинство историй этого фестиваля, взята из книги «Русский Мюнхен», выпущенной обществом «МИР» к 850-летию со дня основания города на реке Изар. Этот сборник наравне с первой публикацией МИРовцев – «Российские следы в Баварии» – пользуется неизменным спросом.

История, о которой идёт речь, называется «Могила русских солдат в Грефельфинге». Речь идёт о весне 1919 года, когда в Баварии произошла революция и восставшие, свергнув власть короля Людвига III, объявили Баварскую советскую республику и создали Красную армию. Бойцов набирали и среди бывших русских военнопленных, которые вступили в неё. 

Но республика в Баварии просуществовала всего несколько недель. А новоиспеченных баварских красноармейцев из России задержали в одном из пригородов Мюнхена, обвинили в причастности к революции и расстреляли.

Их захоронили на кладбище в местечке Грефельфинг. Спустя год после захоронения по инициативе Мюнхенского союза булочников на могиле был установлен памятник. Эпитафия на кресте на русском и немецком языках гласит: «Пожелай их праху мир. Каждый из них тоже имел мать, которая его оплакивала».

Подобные истории случались в Мюнхене с выходцами из России не так уж редко. В публикациях общества «МИР» собраны, пожалуй, самые яркие из них.

Это и история мюнхенской студенческой группы сопротивления «Белая роза» и одного из её создателей – Александра Шмореля. О судьбе рожденного в Оренбурге и казнённого в июле 1943 года в мюнхенской тюрьме Штадельхайм студента, канонизированного 70 лет спустя, рассказал фильм «Противостояние "Белой розы"», представленный на фестивале одним из его авторов, историком Игорем Храмовым, руководителем Оренбургского благотворительного общества «Евразия».

Также судьба профессора мюнхенского университета, писателя и философа Фёдора Августовича Степуна, прозванного в Германии журналистами «Райской птицей среди немецких профессоров», не оставила никого равнодушным. Участник Первой мировой войны, Степун входил после февральской революции в правительство Керенского, после Октябрьской революции руководил одним из московских театров, в 1922 г., «в целях пресечения антисоветской деятельности» был выслан за границу и поселился в Германии, где прожил до самой смерти в 1965 году, оставаясь страстным пропагандистом русской культуры и философии.

При Гитлере его за постоянную критику нацистской идеологии уволили с преподавательской работы и запретили писать. Переехав в послевоенный Мюнхен, он  преподавал немецким студентам «историю русской мысли».

Актёрам Карин Вирц и Клаусу Мюнстер, музыкантам Артуру Медведеву (скрипка), Марии Белановской (домра), Михаилу Леончику (цимбалы), певцу Фритсу Камп, исполнившему русские народные песни, удалось передать слушателю тот эмоциональный накал, которым жил русский философ в Баварии, оставивший целый ряд статей и произведений о выдающихся россиянах и о событиях, потрясших мир, свидетелем которых он был.

Роль актрисы русского и немецкого театра и кино, государственной актрисы Третьего Рейха Ольги Чеховой исполнила актриса Нина Бернройтер. На вопрос, была ли Ольга Чехова не только обворожительной женщиной, но и служила ли ещё на различные разведки, включая советскую, – ответа МИРовцы не дали.

И последняя часть фестиваля принадлежала легенде – «Батюшке Тимофею». Тимофей Прохоров, легендарный мюнхенский отшельник, пришёл в послевоенный Мюнхен нищим беженцем, построил здесь из обломков разбомблённых союзными войсками домов избушку и церковь, которую назвал «Церковь востока и запада». 

Фотограф Камилла Краус, выставка которой «Батюшка Тимофей – мюнхенский отшельник», украшала «Гастайг» в дни фестиваля, вкладывает много средств и души в сохранение наследия Тимофея Васильевича Прохорова. «Его деяния – говорит Камилла, – были направлены на сохранение мира. Его цель была соединить восток и запад, чтобы между нами никогда не было больше войн».

Гостевая книга общества «МИР» пестрит благодарными и восхищёнными отзывами. Это значит, что многие баварцы, в том числе наши соотечественники, получили возможность два дня подряд углубиться в российско-баварскую историю, которую вот уже 25 лет пишет и общество «МИР» во главе с его основателем и художественным руководителем Татьяной Лукиной.
Метки:
грант, история, Мюнхен, диаспора

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева