Праздник русского языка в Варне
Галина Шамонина, Русский центр в Варне
22.08.2014
В Варне в рамках открывшейся там на днях VI Международной квалификационной школы состоялся праздник русского языка. Он начался спектаклем, получившим Гран-при на Международном фестивале детских театров в Париже. Спектакль «Надо же умнеть помаленьку» показали талантливые школьники детской театральной студии на русском языке «Синяя птица» при школе им. Гео Милева (Варна). Красочные костюмы, хороший русский язык, талантливое перевоплощение в сказочных персонажей вызвали заслуженные аплодисменты.
После спектакля со школьниками встретился исполнительный директор фонда «Русский мир» Владимир Кочин. Дети рассказали ему о своём обучении в школе и театральной студии, о себе и своём желании и стремлении совершенствовать русский язык, о любви к театру и праздниках на русском языке в школе. Ученица шестого класса Теа Стоянова рассказала о своём участии в финале международного конкурса «Живая классика» в Москве, где она читала отрывок из рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Руководители студии Р. Димитрова и Р. Тодорова познакомили В. В. Кочина с деятельностью студии, поделились не только трудностями, но и радостью работать с детьми.
Несколько мастер-классов, представляющих хорошие практики в обучении русскому языку как иностранному в Болгарии, были заключены в нестандартную форму карусели. Их вели известные педагоги с многолетним стажем работы в области РКИ, чьи ученики добиваются успехов на олимпиадах и международных конкурсах. Для них творческие навыки — одни из самых необходимых навыков успешного человека. Делились опытом со своими начинающими коллегами Aнна Деянова-Атанасова, Теменужка Попова, Румяна Тодорова и Розалина Димитрова, которые представили молодым русистам методические разработки сказки «Репка» в детском саду, в начальной школе и в седьмом классе. Участники мастер-классов совершили увлекательное путешествие в разные сказочные царства и научились использовать технологии развития креативных способностей детей на разных этапах их обучения.
Создание творческой атмосферы на уроке, психологического комфорта способствует личностному росту, дарит радость сотворчества и создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Любой из этих уроков — протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперёд без страха. А это так естественно — учить шагать... Живая и увлекательная форма занятий, основанных на театральных тренингах, импровизациях и играх, помогает ребёнку раскрыться и проявить себя в общении на русском языке, а затем и в творчестве.
Ну а в завершение был настоящий праздник — мастер-класс преподавателя Санкт-Петербургского госуниверситета Д. Ю. Букина «Русский язык в песнях». Он представил основные способы интеграции песенного материала в учебный процесс. Песни, потенциально пригодные для обучения РКИ, были классифицированы по функциональному признаку. Лектор предложил различные типы заданий, которые может использовать преподаватель на занятиях РКИ. Песенный материал был представлен в хронологическом порядке, а также была сделана попытка обобщить историю современной российской музыки, что позволило добавить в мастер-класс и познавательный компонент. Завершилась встреча песнями и танцами на сцене.