EN
 / Главная / Все новости / Старообрядцы Молдавии: новации ради сохранения традиций

Старообрядцы Молдавии: новации ради сохранения традиций

Татьяна Борисова
21.08.2014

15 августа в Российском центре науки и культуры в Кишинёве прошёл круглый стол, посвящённый итогам 2-й полевой археографической экспедиции по старообрядчеству в Молдавии, которую поддержал фонд «Русский мир». Встречу организовал Координационный совет русских общин при содействии посольства России и Российского центра науки и культуры.

Главными участниками круглого стола стали российские учёные — профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) Ирина Поздеева, заведующая археографической лабораторией МГУ Наталья Литвина, ведущий научный сотрудник Школы гуманитарных исследований РАНХиГС Ольга Христофорова и доктор наук, преподаватель Московской консерватории Николай Денисов. Модератором выступил глава Русского духовного единства Пётр Донцов. Как было отмечено московскими гостями, именно эта общественная организация во многом способствовала проведению в Молдавии и прошлогодней экспедиции, и нынешней.

Участников мероприятия приветствовал руководитель представительства Россотрудничества в РМ Валентин Рыбицкий, подчеркнувший важность столь глубоких научных изысканий в области древлеправославия.

В этом году экспедиция проходит с 8 по 26 августа. Круглый стол подытожил её первый, приднестровский этап. Далее исследования продолжились в ряде сёл на правом берегу Днестра: в Куниче, Покровке, Старой Добрудже, Егоровке. Полевые исследования, в результате которых предполагается научно зафиксировать и описать в максимально полном объёме элементы сохранившейся в старообрядчестве традиции древнерусской культуры, письменности, языковых особенностей традиционного православного вероисповедания, рассчитаны на несколько лет. В ходе экспедиций обнаружены ранее неизвестные старинные рукописи, собраны архивные материалы. На их основе будут установлены новые генеалогические линии в старообрядческих родах. Это позволит значительно продвинуться в установлении исторических регионов, откуда переселялось русское старообрядческое население в придунайские княжества за последние три столетия. Будут изучены пути распространения в Придунавье книжной старообрядческой литературы дораскольнического периода. Собран значительный видео- и аудиоархив воспоминаний, фотодокументов, старинной архитектуры, в том числе церковной. Записаны десятки рассказов о жизни, традициях, проблемах и надеждах староверов. Сделаны видеосъёмки на богослужениях, молебнах, требах и трапезах. Староверы дарили учёным свою праздничную, повседневную и конфессиональную одежду, лестовки, подручники и многое другое. Всё это пополнило коллекции материальной культуры археографической лаборатории истфака МГУ.

Как подчёркивали учёные, когда речь идёт о старообрядческой семье, интерес представляют буквально все стороны её жизни: миграции, родственники, религиозное и трудовое воспитание детей, взаимоотношения поколений, светское образование, профессиональная грамотность, экономические основы хозяйства, традиционность быта, особые знания и умения исполнение духовных стихов, вышивание, ткачество... Важнейший вопрос — семья и церковь, семейные праздники, посты, хозяйственные приметы, календарные обряды и т. д.

Очень интересны разговоры об иконах домашнего красного угла — не только кто, когда и где их приобрёл, но и о сюжете икон, изображённых на них святых, силе и святости икон, их помощи домашним.

Как снова и снова отмечали московские гости, проведение таких комплексных исследований для изучения русского старообрядчества Молдавии очень актуально, так как в последние десятилетия наблюдается быстрое размывание традиционной культуры исторически заселённых русскими старообрядцами населённых пунктов. Прежде всего, в связи с новой экономической жизнью, умиранием деревни, резкими изменениями количественного и возрастного состава общин.

Как рассказала Наталья Литвина, в течение одной лишь недели работы в Тирасполе, Бендерах и в селе Новый Бычок руководитель московского «научного десанта» Ирина Поздеева и её юная помощница, студентка истфака МГУ Мария Дятлова, описали более 420 старинных книг из церковных библиотек и частных собраний. Тем временем их коллеги подробно проинтервьюировали более тридцати последователей древлеправославия. Сравнивая приднестровские старообрядческие общины с кишинёвской и бельцкой, Н. Литвина отметила, что левобережные — более сплочённые, люди лучше знакомы друг с другом. Однако их не сравнить с общинами Куничи, Покровки, других сёл, где подрастает много детей, сохранён замечательный сельский колорит, не стихает активность приходской жизни.

Как рассказали московские гости, их порадовала энергия настоятеля бендерского старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы отца Андрея. Ещё семь лет назад среди здешних прихожан была лишь пара ребятишек, а теперь их более сорока. Нынешним летом отец Андрей сумел организовать межприходской лагерь для 22 детей из Тирасполя, Бендер и Бычка. Смена была так насыщена интересными встречами, занятиями, что ребята взахлёб рассказывали потом близким о том, как замечательно провели время, как обрели новых друзей. По мнению Н. Литвиной, было бы очень хорошо, если бы это начинание переросло в ежегодный молодёжный лагерь, где юноши и девушки могли бы не просто интересно проводить время, но и находить для себя спутников жизни. Живущие в республике старообрядцы, по данным учёных, всё чаще вступают в брак с избранниками, далёкими от древлеправославия. При этом новые члены общины даже после обрядов крещения и венчания истинными последователями старой веры не становятся.

Сейчас в Бендерах строится новая старообрядческая церковь. Как признался отец Андрей, хотя местная община в последние годы воспряла духом, многих людей всё же приходится «тормошить, чтобы не забывали дорогу к храму».

В ходе интервью с приднестровцами Наталья Литвина и Ольга Христофорова ощутили готовность людей искренне высказываться о наболевшем, жаловаться по поводу тех или иных своих проблем. По их мнению, во многом это связано с нарастанием тревоги в связи с событиями на Украине. Кроме того, очевидны серьёзные переживания за детей, подвергнутых влиянию окружающего мира, где правят страсть к наживе, духовное обнищание, интернет-зависимость.

Самобытное понимание своей сельской идентичности увидели учёные в ходе бесед с жителями Нового Бычка. Они бережно относятся к истории села, прекрасного храма, хотя своего священника там нет. Как отметила Н. Литвина, «в Бычке есть всё для возрождения крепкой общины, нужен только мудрый руководитель».

По её словам, в эти дни с руководством Приднестровского госуниверситета была достигнута договорённость о том, чтобы в будущем году участниками экспедиции стали и студенты этого вуза. Она позволит будущим историкам стать настоящими исследователями. Порой студентам приходится «в поле» очень не просто справляться с бытовыми, психологическими трудностями. Но, если они усердны, если появляется очевидный исследовательский интерес, старшие наставники всегда поддержат их, помогут найти дополнительный материал, опубликовать статью в научном сборнике.

В 2015 году комплексным археографическим исследованиям в республике планируется посвятить не менее двух недель, привлечь к работе больше людей, чтобы составить достоверную картину жизни старообрядческих общин левобережья. Но и нынешние семидневные наработки, по мнению Натальи Литвиной, должны лечь в основу специального сборника научных статей.

Во время круглого стола доктор филологических наук Ольга Христофорова свои приднестровские впечатления иллюстрировала красочными слайдами. Она рассказала о том, что старообрядческие традиции, связанные с одеждой, приготовлением пищи, особенно хорошо сохраняются на почве ритуальных обрядов — похоронных, свадебных и т. д. По её наблюдениям, в фольклоре, к сожалению, уходят в небытие большие эпические жанры. А вот поговорки, пословицы, загадки живут и здравствуют.

Подробно были прокомментированы слайды, запечатлевшие тираспольчанку в кичке, пошитой своими руками. На другом снимке было изображено, как именно связаны меж собой две косы на голове пожилой вдовы. Несколько слайдов рассказывали о так называемом смертном наборе, который демонстрировала бендерчанка преклонных лет: она показала каждый предмет, в том числе саван, пояснила, как он шьётся...

Рассказала О. Христофорова и о том, как формировалось в Приднестровье двойное самоназвание «старообрядцы-кацапы». Оказывается, в конце сороковых годов прошлого века слово «кацапы» звучало там как обидное прозвище. С годами же оно превратилось в самоназвание. Исследовала О. Христофорова и то, чем отличается самосознание приднестровских старообрядцев — выходцев с Украины, из Румынии и Болгарии. Немало интересных наблюдений почерпнула она, записывая местные мифологические рассказы и христианские легенды, изучая то, как быт людей совмещается с верой. К примеру, членами общины до сих пор строго соблюдается традиция накрывать или переворачивать стоящую на столе посуду — «иначе бес там искупается, а человек потом выпьет из неё и заболеет».

И. В. Поздеева свой рассказ об участии в экспедиции предварила словами благодарности в адрес фонда «Русский мир», посольства России, РЦНК и ряда других организаций, без которых были бы невозможны эти научные изыскания. Как отметила Ирина Васильевна, сегодня в большинстве государств наблюдаются две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны — глобализация, стирающая все национальные особенности. С другой — очень глубокий, неполитический, всенародный интерес к своему прошлому. При этом учёные, политики усердно ищут некую национальную идею. Хотя очевидно, что сформулировать её на голом месте нереально. Для этого нужно изучать прошлое, помнить, чтить свои корни.

И. Поздеева напомнила, что в Молдавии подобные полевые экспедиции проводились ещё в 1973 и 1996 годах. Ведь именно здесь сохранился один из последних крупных анклавов, где немало населённых пунктов с компактно проживающими последователями древлеправославия. При этом каждая община своеобразна, каждая хранит неповторимые черты бытовой культуры, фольклора, архитектуры и т. д.

Особо отметила И. Поздеева важность создания при общинах воскресных школ не только для детей, но и для взрослых. В них, наряду с крюковым пением и прочими предметами, необходимо изучать старославянский язык, который молодёжь уже практически не понимает. Необходимо изучать и древние книги. Сохранив их, старообрядцы в то же время во многом утратили знание об этих бесценных памятниках. Крайне важно помогать общинам и в плане юридической грамотности их членов.

А ещё Ирина Васильевна сделала акцент на том, что, собрав уже немалые архивы о настоящем и прошлом старообрядчества Молдавии, московские учёные обеспокоены отсутствием «приводных ремней» для полной, оперативной передачи этих ценнейших материалов обществу. Ведь в нынешних реалиях может случиться, что старообрядчество у нас выживет, но уже не как носитель древней культуры. Скажем, в Америке, где Поздеева изучала жизнь переехавших туда в середине XIX века русских староверов, она обнаружила полную утрату ими своей идентичности. Считая себя старообрядцами, они мыслят и говорят исключительно по-американски.

Ирина Васильевна озвучила крайне важную, на её взгляд, формулу, которая должна помогать сбережению древлеправославной культуры: новации ради сохранения традиций. Именно благодаря энергичному, упорному, бесстрашному постижению нового, прогрессивного старообрядцы во все времена могли сохранять свой уклад, культуру, веру.

В завершение встречи в РЦНК прозвучали старинные стихеры в исполнении хора духовно-просветительского центра «Лествица» при бендерском храме.
Метки:
культура, старообрядцы

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева