EN

Хваткин Иван. Образование в глобальном мире

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Эссе / Хваткин Иван. Образование в глобальном мире

Хваткин Иван. Образование в глобальном мире

В наше время, когда эффективность и законность деятельности образовательных учреждений, от самых скромных до супер элитных, постоянно ставится под сомнение, неизбежно возникает вопрос  качества образования, предлагаемого в этих учреждениях по всему миру. Сколько раз звучали и продолжают звучать жалобы родителей, обеспокоенных будущим своих детей, нелицеприятные оценки журналистов в адрес образовательных систем различных стран, просьбы самих учеников изменить сложившуюся ситуацию? И это не риторические вопросы и не сомнительные оценки, направленные на дискредитацию. Это абсолютно правомерные высказывания, и каждый из высказывающихся прав. Из всего этого огромного потока мнений складывается абсолютно ясная картина: спрос на улучшение качества образования во всем мире огромен, а частые попытки реформировать систему пока лишь только приводят в замешательство учителей, учащихся и их родителей.

Существует множество аспектов, которые необходимо затрагивать, говоря о проблемах в области образования, но нет никаких сомнений, что тенденция к глобализации образования и попытки создания единой действующей международной системы, приветствуемые одними и яростно не принимаемые другими, на сегодняшний день не оставляют никого равнодушными.

Единые государственные экзамены и тесты для поступления в университеты, Болонская система и другие нововведения направлены на то, чтобы каждая страна постепенно начала осуществлять процесс внедрения единой системы. Результатом этого должно явится то, что гражданин любой страны сможет продолжать не только свое обучение, но и профессиональную карьеру за рубежом. Этого позволяют достичь единые планы и методы обучения, соглашения о взаимном обмене между университетами и колледжами различных стран, культурные обмены и т.д. Из этого следует, что в странах Европы и в подавляющем большинстве развитых стран уровень образования должен быть одинаково высок. Откуда же тогда возникает такое различие в уровне предлагаемого образования между отдельными образовательными учреждениями и целыми регионами, не говоря уже о различных странах? Почему так много случаев, когда об обучении в университете даже не может идти и речи, поскольку человек еле-еле справляется с абсолютно несложной европейской или американской школьной программой или, лучше сказать, не справляется вообще? Шутка о том, что ученик, которому предложили в контрольной работе по литературе определить каким размером написана первая строка стихотворения, измерил ее линейкой, увы, взята из реальной школьной жизни!

Это действительно удивительно, что различные страны с разными культурами, историей и языками в течение всего нескольких десятилетий вдруг пришли к одним и тем же методам обучения, но еще более удивительно то, что в то время, как некоторые из них постоянно совершенствуют формы образования, другие настолько дореформировались, что не просто статистически ухудшили качество образования, но и реально затормозили личностное развитие каждого человека. А именно личностное развитие, на мой взгляд, более всего страдает в последние десятилетия. Полное базовое образование по всем предметам, от античной философии до основ высшей математики, было заменено разделением на «гуманитариев» и «изучающих точные науки», что привело к тому, что каждая из выделенных групп страдает от недостатка базовых знаний в противоположных дисциплинах. Ученица, изучающая точные науки, никогда даже не слышала имени Мао Дзедуна, а случайно став свидетелем разговора об этом историческом персонаже между одноклассниками, объяснила свое незнание тем, что она не гуманитарий и знать этого вовсе не должна! Еще несколько лет назад для обеспечения базового уровня образования для всех учащихся, каждая школа должна была следовать одной и той же образовательной программе. Многие считают, что разделение в соответствии с предпочтениями и вкусами каждого ученика не приводит к подавлению потенциальных талантов человека. Возможно, они и правы, но мне представляется одинаково позорным неумение студентов-гуманитариев совершать элементарные арифметических действий, как и отсутствие знаний в области культуры, литературы, философии или истории у человека, занимающегося точными или прикладными науками. Считается, что основная проблема кроется именно в этом разделении. Я не хочу сказать, что это плохо, когда человек больше времени посвящает тому, чем он хотел бы заниматься в будущем, как раз наоборот. Имея ясные представления о собственных предпочтениях, он должен иметь возможность получить знания и в других областях. И это уже долг и обязанность образовательной системы сделать так, чтобы ему это было интересно. Вероятнее всего инженеру никогда не придется писать литературный комментарий, а филологу решать уравнения, но и то, и другое расширяет  горизонты, оттачивает ум, заставляет человека развиваться во всех аспектах, и в будущем позволит ему мыслить шире и перспективнее. Как в дорогом автомобиле даже самая  высококачественная деталь не сможет заменить недостатка остальных, так и человек, знания которого глубоки, но однобоки, никогда не сможет стать всесторонне развитой личностью.

Оставим в стороне вопрос разделения обучения по различным дисциплинам, поскольку есть еще один повод для беспокойства в современной сфере образования. Этим поводом является тенденция к полному равенству среди учащихся. Возможно это покажется слишком, но тот постулат, что все одинаковы и равны (а это одна из важнейших предпосылок глобализации в области образования) является, на мой взгляд, ошибочным. Культурные, исторические, индивидуально-генетических особенности делают каждого человека особым, и поэтому несправедливо навязывать чувство одинаковости. Более того, это совсем не полезно для индивидуального развития. Безусловно, работать с каждым учащимся индивидуально невозможно, но всегда есть возможность сгруппировать учеников в соответствии с их способностями. Эта тенденция уже начинает проявляться в Соединенных Штатах, где формируются классы для одаренных детей, с которыми работают по специально созданным программам. Такие школы были и есть в России. Почему бы их не открыть по всему миру?

Всем известно, что демократические принципы основаны на равенстве для всех и во всем, однако также всем известно, что есть люди с разным уровнем способностей. Мы прекрасно знаем, что часть людей генетически предрасположена к лучшему усвоению и обработке информации, а другая часть к творческому и нестандартному подходу к этой информации. Предлагаемое на сегодняшний день решение заключается в планировании программ обучения таким образом, чтобы каждый достиг определенного среднего уровня. Но это решение отрицательно сказывается как и на одаренных, так и на посредственных учениках. Одаренным людям изучение дисциплин по стандартизированным программам  скучно и неинтересно, в то время как посредственный ученик с трудом осваивает даже базовые понятия. Но система забуксовала, и причиной этого явилось именно нежелание выделять кого бы то ни было ни в положительном, ни в отрицательном смыслах.

На сегодняшний день практическии все школы, которые предлагают в своей программе изучение иностранных языков, делят класс на три группы – на более сильную, среднюю и слабую. В конце года проводится всеобъемлющий экзамен и выставляются оценки в зависимости от достижений каждого ученика на уровне своей группы. Таким образом сильные ученики, могут углубить свои знания, а более слабые, не страдая от давления своих более способных сверстников, приобрести необходимые базовые знания. Если эта система эффективно используется при изучении языков, почему бы не применить ее при изучении всех остальных дисциплин? Разделять классы в зависимости от способностей учащихся к данному предмету, а не устранять тех, кто испытывает затруднения, что именно и происходит при системе разделения на «гуманитариев» и «не гуманитариев». Таким образом способные к математике ученики попадали бы в сильный математический класс, но при этом могли бы обучаться в классе среднего или слабого уровня по иностранному языку, если этот предмет дается им с трудом, и избегали бы ненужного давления как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. Вот это бы и было настоящее равенство!

Безусловно, система организации в области образования является основой успеха или неудачи учащихся. Но, возможно, еще большей основой является непосредственная связь каждого учащегося с преподавателем. Работа преподавателя является ключом к хорошему образованию. А хороший преподаватель это не только тот человек, который безукоризненно знает свой предмет и умеет передать эти знания, но и тот, который умеет пробудить и поддержать интерес к получению знаний. А это качество сегодня в большом дефиците! Так, например, профессия школьного учителя из нелегкой и престижной превратилась в ту, которая «легка в изучении» и куда легко поступить. Учителей с каждым днем все больше и больше. К сожалению, соотношение между количеством и качеством оставляет желать лучшего. Задумайтесь на минуту о том, что ребенок в 7 лет приходит в школу и находится там до 18 лет. Он более десяти лет окружен учителями, он проводит с ними больше времени, чем с родителями. И от того, какими будут эти учителя, зависит какими вырастут эти мальчики и девочки. И это особенно важно в первые годы школы, когда дети легко  управляемы и поглощают информацию с поразительной скоростью. Фигура учителя может определить будущее бытие человека. Например, в Финляндии, в стране, занимающей первое место по Программе международной оценки учащихся, проводимой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), преподаватели отбираются путем прохождения жестких тестов, которые оценивают все аспекты, важные для хорошего учителя. Прежде всего у него самого должны быть высокие оценки в школьном аттестате, он должен иметь опыт работы в социальных программах, должен обладать навыками общения, уметь сопереживать и даже быть необделенным художественными талантами, такими как музыкальный или талантом художника, а также пройти серьезные испытания по математике и современным технологиям. Чтобы стать учителем необходимо пройти самый серьезный отбор, который только существует  в стране. Одной из особенностей финской системы является отбор лучших учителей для работы в начальных классах, учитывая, что именно в этом возрасте дети могут усвоить львиную долю образовательной информации. Именно поэтому, в то время как во многих странах быть учителем начальной школы считается посредственной и незавидной работой, в Финляндии это большая привилегия.

Возникает вопрос, почему во многих странах стать учителем стало так легко, почему при приеме в университеты на эту специальность не требуются не то что высокие, а даже среднего уровня оценки, а в частные университеты на эту специальность можно поступить вообще еле-еле сдав выпускные экзамены. Для многих, поступить на педагогический факультет стало либо последним вариантом, поскольку больше никуда не взяли, либо осознанным выбором такого факультета, где учиться легко и просто. А в это же самое время проходной бал на медицинские факультеты университетов бьет все мыслимые и немыслимые рекорды! Почему же тот, кто будет воспитывать будущие поколения, тот, который в буквальном смысле слова будет закладывать основы для будущего человечества, должен быть менее образован чем тот, который спасает жизни? Преподавание это призвание, а не только возможность трудоустройства, и именно это позволило подняться Финляндии на тот пьедестал, на котором она сейчас находится по качеству образования. Что мешает другим странам ввести такие же методы отбора?

И безусловно самым важным компонентом для достижения полного и качественного образования является семья. Как уже говорилось, преподаватель играет важную роль в процессе обучения, но  ценность образования и знаний закладывается в семье. Образование начинается не с 8:00, когда учащийся входит в класс, и не заканчивается в 14.00, когда он оттуда уходит. Образование идет из семьи, в которой он родился и воспитывается. Школа, колледж и университет – это те места, где можно получить большую часть необходимых для жизни и профессиональной деятельности знаний, но моральные ценности, нормы поведения, навыки критической оценки являются элементами, которые только родители  в состоянии привить своим детям. Воспитание хороших привычек, прививание вкуса к чтению, любовь к хорошей музыке, посещение музеев, театров, выставок, а также помощь в «обучении учиться», возможно, это является самой важной работой родителей.

В заключение я хотел бы еще раз подчеркнуть огромную важность четырех элементов, о которых шла речь выше: интерес студентов к получению знаний, правильность организации в области образования, талант наставника и сотрудничество родителей. Именно эти четыре составляющие, при условии их полного взаимодействия, позволяют эффективно осуществлять образовательный процесс, учат мыслить свободно и креативно, а в дальнейшем открывают любые профессиональные перспективы и создают зрелого гражданина будущего. В период, когда повсеместно расходы на образование урезаются и это всем кажется нормальным, как никогда важно, чтобы правительства всех стран сотрудничали в области разработки системы, которая поможет вернуть образование на достойное место. Будущее будут создавать те, которые сегодня входят в первый класс, которые еще пока только учатся писать и читать, и те, которые даже еще пока не родились. Пусть же они в окажутся в хороших руках!

Хваткин Иван

Новости

Цветаева